Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
туры в италию 2024
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Римский стоицизм

Древний Рим > Римский стоицизм

Римский стоицизм

Что касается философии в Древнем Риме, то ведущим направлением в то время являлся стоицизм, представленный работами Сенеки, Эпиктета (вольноотпущенника из Фригии) и Марка Аврелия.

Со стоицизмом соперничал и близкий ему умеренный кинизм, приверженцами которого считались Эпиктет и Дион Хрисостом. Стоицизм более позднего времени наибольшее внимание уделял вопросам этики, которой придерживалась Римская империя и с существованием которой стоики окончательно примирились во времена правления династии Антонинов. Позиция стоиков заключалась в том, что каждый человек всего лишь часть огромного организма, благо которого важнее блага отдельных его членов. Следовательно, каждый должен спокойно относиться ко всему, что посылает ему судьба. Так как социальное и материальное положение, а также здоровье, свобода и сама жизнь как обстоятельства внешние от человека не зависят, то он не должен принимать их близко к сердцу. Единственное, о чем должен заботиться человек, — это о совершенствовании в мудрости и добродетели, исполнении долга перед обществом и сохранении спокойствия духа в любых положениях.

Таким образом, никаких особенных перспектив стоицизм своим последователям не предлагал. По существу, в нем отрицалось даже бессмертие души, которая после смерти разлагалась так же, как и тело, после чего ее элементы вновь втягивались в бесконечный круговорот природы. Нужно заметить, что первоначально, пока империя казалась процветающей и самодостаточной, такая философия устраивала правящие круги, которым было ради чего приносить жертвы. Однако с падением могущества идеология беспросветного пессимизма утратила свои позиции. Характерно, что все вышеупомянутые учения не имели отклика в народных массах, так как вообще в них не проникали. В народе складывается своя идеология, явно противоречившая идеологии правящих классов. Основной чертой народного направления было отрицание роскоши, праздности, науки и философии богачей в кругу знати труд считался бесчестьем, то в народе, и наоборот, уважение к труду постоянно росло.