Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Римская империя

Древний Рим > Римская империя

Римская империя

На севере, на острове Британия, граница Римской империи проходила между нынешними горной и низинной Шотландией. На континенте лимес шёл по землям к востоку от Рейна местами вплоть до Везера и Майна, потом по Дунаю до Чёрного моря, причём по левому (северному) берегу Дуная располагалась римская провинция Дакия. Наиболее заметные изменения затронул и характер императорской власти , которая взяла за образец восточные монархи и с их пышным двором , сложным этикетом и почитанием императора как человека-бога. Роль армии и бюрократии при доминате усиливается. Но они не в силах разрешить проблемы империи .

На место Рима выдвигаются новые экономические и политические центры: Равенна, Никомедия , Милан . Римская империя находится на грани распада. За период с 235 по 284 г. на престоле сменилось полсотни императоров. Причём многие из них владели лишь частью империи, хотя и признавались соправителями другими одновременно царствовавшими императорами. В этот период произошли первые территориальные потери империи — земли к западу от Рейна и к северу от Дуная.

Императоры стараются переложить свои функции, в частности сбор налогов, на местные власти и, главное, на владельцев крупных поместий — латифундий. Те сами обязаны были собирать все подати со своих колонов. Взамен владельцам этих поместий (как правило, из сенаторского сословия) даются права и привилегии: освобождение от постоя, право суда над своими арендаторами-колонами и т. д. Так что из рук центрального правительства или правительств уходит не только экономическая, но и политическая власть. В итоге Римское государство вышло из кризиса, но прежней мощи обрести ему уже не удалось. Совершенно необходимая децентрализация империи, оформлявшаяся как соправительство нескольких императоров при единстве державы, приводила к сепаратизму.

Восточная часть империи отличалась от западной и по языку (на Востоке — греческий, на Западе — латынь), и по экономическому и политическому устройству. На Востоке дольше сохранялось свободное крестьянство, а посему был менее заметен экономический кризис. Также на греко-язычном Востоке был более развит полисный строй, а значит, и самые глубинные основы античной цивилизации. Ведь на Западе, кроме, разумеется, Италии, муниципальную систему римляне внедряли с помощью насилия. Кризис затронул более всего именно западную часть Римской державы ещё и потому, что распри и смуты на Западе были много большими, нежели на Востоке.

После того как в 395 г . император Феодосий I (347—395, император с 379 г.) в очередной раз разделил государство между своими сыновьями (империя, как было сказано, при этом полагалась единой), оно более не соединялось, о чём, впрочем, тогда ещё никто не догадывался. Судьбы двух частей её оказались совершенно разными. Западная половина вскоре перестала существовать, правда, более в реальности, чем в сознании жителей Западной Европы. Восточная просуществовала до 1453 г . И варварские нашествия погубили именно западную часть империи. Её уничтожение считается падением Римской империи.

На смену Римской республике пришла империя. Крах средиземноморской державы оставался вопросом времени. Ее государственный строй историографы назвали принципатом (от лат. princeps, что означает «первый», потому что в списке сенаторов первым стояло имя императора).

Значительная роль в экономической и социальной жизни империи принадлежала высшему сословию — сенаторам. Это были люди знатного происхождения, имевшие состояние размером не менее одного миллиона сестерциев. Многие из сенаторов занимали высшие командные должности (легаты и старшие трибуны) в легионах, являлись наместниками провинций и становились префектами Рима «для обуздания рабов и мятежников», как говорил Октавиан.

Сенаторы были крупными землевладельцами, земельные участки которых располагались в основном на юге Италии, в Нарбониской Галлии, Сицилии и даже Африке. Их владения процветали за счет жестокой эксплуатации рабов и труда многочисленных слуг. Многим из аристократов принадлежала так называемая кли ентела. Ее составляли живущие рядом с имением крестьяне, плебеи, вольноотпущенники, которые нуждались в сильном покровителе и материальной поддержке.

Сюда же входили многие города и провинции.

В период Римской империи изменилось положение всадников. Они получили великолепную возможность поправить свое материальное положение, заняв должности трибуна или центуриона в легионе, командира вспомогательных частей, секретаря или чиновника в провинциальном управлении.

Самой высокой и почетной для всадника была должность префекта преторианской гвардии, организованной Октавианом. Нередко префект играл решающую роль в судьбе престола могучей империи.

Во времена империи изменилось положение не только всадников. Городской плебс, к которому принадлежали вольноотпущенники, теперь не принимал такого активного участия в политической жизни империи, как раньше, при республике.

Люди, относившиеся к этому сословию, открывали собственные мастерские и лавочки, возделывали огороды и обрабатывали небольшие садики, занимались продажей цветов и овощей. К основной части плебса относился полностью разоренный люмпен-пролетариат, не имевший постоянного заработка и живущий за счет подачек от государства (получение дарового хлеба и организация денежных раздач).

С целью предотвращения восстаний были созданы специальные городские когорты — своего рода полиция. Солдаты когорт занимали одинаковое положение вместе с легионариями и преторианцами. Они получали годовое жалованье в размере 375 деинариев.

Особенности общественного устройства, формирование различных классов и социальных групп сыграли свою роль в создании определенного государственного аппарата молодой  Римской империи. Верховным государственным органом и высшей судебной инстанцией являлся сенат. Он управлял всеми провинциями, исключая Египет, Сирию, Испанию и Галлию, которыми владел сам император с помощью легатов и префектов. Также в ведении сената находилась государственная казна — эрарий. Сенаторы и всадники несли ответственность за выбор магистратов: квесторов, эдилов, преторов и консулов. Причем их число значительно увеличили, чтобы знатные и уважаемые люди имели возможность занять высокие должности.

Консулы выполняли свои обязанности определенный срок, а затем их сменяли консулы-суффекты. Сенаторы и всадники, составлявшие декурии, отбирали кандидатов на должности магистратов. Их выбор подтверждало народное собрание.

Еще в 29 году до н. э. Октавиан восстановил республику.

Затем он получил громкое имя — Август, которое в переводе звучало как «возвеличенный божеством». Оно стало своеобразной религиозной санкцией для императора. Это имя носили все преемники Октавиана. Его стали называть «император Цезарь Август, сын божественного (Юлия Цезаря)», а в более поздние времена — «отцом отечества». Август являлся великим понтификом, сосредоточившим в своих руках гражданскую, военную и религиозную власть.

Хотя принципат имел республиканское оформление и юридически закрепил некое двоевластие императора и сената, он все-таки был монархией.

Почти мистическое возрождение республики служило хорошим прикрытием для укрепления позиций монархического режима, который окончательно оформился в конце III века до н. э., в эпоху поздней Римской империи.

Император во время своего правления делал все, чтобы лишить сенат влияния и не допустить его сближения с плебсом. Неугодных деятелей Август просто изгонял из сената и отдавал освободившиеся места своим сторонникам.

Император поручал им ведение важных политических дел, что впоследствии стало основной причиной появления римской бюрократии, заменившей старые республиканские  учреждения. Вместе с тем шел процесс формирования императорских владений. Позднее Август стал крупным землевладельцем Рима.

Таким было социальное и государственное устройство Римской империи в период принципата. Могучая империи объединяла не только Рим и Италию, но и многочисленны, провинции.