Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Варны в Древней Индии

Древняя Индия > Варны в Древней Индии

Варны в Древней Индии

К концу II тысячелетия до н. э. в Индии сложилась целостная государственная система с армией, судом и правительством. Высшими руководителями являлись жрецы, казначеи, сборщики налогов, астрологи и военачальники. Эти должности могли занимать только представители знати. Раджу, олицетворявшего государство, называли «владыкой мира». За мужественность и физическую силу его нередко сравнивали с быком. Равноправные общины стали делиться на варны — общественные группы, занимавшие различное общественное положение и обладавшие неравными правами.

Привилегиями владели брахманы— сословия, состоявшие из жрецов, и кшатрии — военная знать. Третью Варну, вайшьи, составляли свободные представители общины, которые противостояли брахманам и кшатриям, представлявшим интересы знати. Последние боролись друг с другом за усиление политического влияния.

Брахманы называли себя посредниками между богами и людьми. Только они имели право обучать народ религиозным обрядам и ритуалам, знание которых считалось их привилегией и усиливало власть над людьми.

Убийство брахмана являлось самым страшным грехом, искупить который могли только представители власти. Брахман, в свою очередь, не мог быть подвержен телесному наказанию и смертной казни. Кроме того, брахманы не платили податей.

Жрецы-брахманы при доме правителя назывались пурохите. Они имели большое влияние на раджу, так как считалось, что совершаемые ими культовые обряды охраняли правителя и служили залогом его успеха. Пурохите являлись доверенными лицами раджи и даже его советниками.

Низшую варну представляли люди, не являвшиеся членами общины. Их называли шудрами. Даже если шудры допускались в общину, они не могли участвовать в общественном собрании, в культовых обрядах и в обсуждении государственных дел. Шудры признавались «нечистыми», они не могли совершать жертвоприношения и пить сому.

Постепенно различия между варнами усиливались. Брахманы стали считаться высшей кастой, наделенной наибольшими привилегиями. Затем шла варна кшатриев, за ней — варны вайшьев и шудр.

Браки между представителями различных варн были строго запрещены. Принадлежность к варне передавалась по наследству, переход из одной варны в другую также был запрещен.

В каждой варне существовала дхарма — закон, регулирующий образ жизни. Согласно дхарме, управление государством находилось в руках брахманов и кшатриев. Первые ведали жреческими делами, вторые — армией. Вайшьи должны были заниматься ремеслами, могли торговать, возделывать землю и разводить скот. Члены высших варн — шреяс («лучшие») — имели право на получение так называемых бали, даров и подношений от папияс («худшие», «грешники») — представителей низших варн. Шудры, как низшая варна, должны были служить представителям трех высших варн. В брахманах шудры определяются как «...когда угодно поднимаемые на работу, как угодно наказываемые». Впоследствии вайшьи, наряду с шудрами, тоже были признаны низшей Варной.

Несмотря на то что шудры считались низшей Варной, можно выделить отдельную социальную группу, которая находилась на более низкой ступени общественной иерархии. К ней относились так называемые дикари, живущие в джунглях, за пределами деревень. Эти люди считались неприкасаемыми, не входили в систему деления на варны. Неприкасаемые подчинялись всей общине и должны были выполнять самую грязную работу: мыть нечистоты, убирать мусор.

Представители высших варн — брахманы и кшатрии, а также вайшьи именовались дваждырожденными. После определенного ритуала мальчики проводили несколько лет в доме гуру (наставника). Гуру обучал детей культовым обрядам, открывал для них священные знания религиозных текстов. В обязанность учеников входило собирать милостыню и отдавать ее своему наставнику, а также помогать ему по хозяйству. Только покинув дом наставника, юноша получал право создать семью. Чтобы достичь духовного освобождения, к старости дваждырожденные становились отшельниками.