Туризм в России    
 
Европа
Италия
Латвия
Норвегия
Средние века
Финляндия
Швеция
Европейские города
Барселона
Генуя
Копенгаген
Неаполь
Прага
Рига
Стокгольм
Хельсинки
Острова Европы
Искья
Сардиния
Сицилия
Шпицберген

Варны в Древней Индии

Древняя Индия > Варны в Древней Индии

Варны в Древней Индии

К концу II тысячелетия до н. э. в Индии сложилась целостная государственная система с армией, судом и правительством. Высшими руководителями являлись жрецы, казначеи, сборщики налогов, астрологи и военачальники. Эти должности могли занимать только представители знати. Раджу, олицетворявшего государство, называли «владыкой мира». За мужественность и физическую силу его нередко сравнивали с быком. Равноправные общины стали делиться на варны — общественные группы, занимавшие различное общественное положение и обладавшие неравными правами.

Привилегиями владели брахманы— сословия, состоявшие из жрецов, и кшатрии — военная знать. Третью Варну, вайшьи, составляли свободные представители общины, которые противостояли брахманам и кшатриям, представлявшим интересы знати. Последние боролись друг с другом за усиление политического влияния.

Брахманы называли себя посредниками между богами и людьми. Только они имели право обучать народ религиозным обрядам и ритуалам, знание которых считалось их привилегией и усиливало власть над людьми.

Убийство брахмана являлось самым страшным грехом, искупить который могли только представители власти. Брахман, в свою очередь, не мог быть подвержен телесному наказанию и смертной казни. Кроме того, брахманы не платили податей.

Жрецы-брахманы при доме правителя назывались пурохите. Они имели большое влияние на раджу, так как считалось, что совершаемые ими культовые обряды охраняли правителя и служили залогом его успеха. Пурохите являлись доверенными лицами раджи и даже его советниками.

Низшую варну представляли люди, не являвшиеся членами общины. Их называли шудрами. Даже если шудры допускались в общину, они не могли участвовать в общественном собрании, в культовых обрядах и в обсуждении государственных дел. Шудры признавались «нечистыми», они не могли совершать жертвоприношения и пить сому.

Постепенно различия между варнами усиливались. Брахманы стали считаться высшей кастой, наделенной наибольшими привилегиями. Затем шла варна кшатриев, за ней — варны вайшьев и шудр.

Браки между представителями различных варн были строго запрещены. Принадлежность к варне передавалась по наследству, переход из одной варны в другую также был запрещен.

В каждой варне существовала дхарма — закон, регулирующий образ жизни. Согласно дхарме, управление государством находилось в руках брахманов и кшатриев. Первые ведали жреческими делами, вторые — армией. Вайшьи должны были заниматься ремеслами, могли торговать, возделывать землю и разводить скот. Члены высших варн — шреяс («лучшие») — имели право на получение так называемых бали, даров и подношений от папияс («худшие», «грешники») — представителей низших варн. Шудры, как низшая варна, должны были служить представителям трех высших варн. В брахманах шудры определяются как «...когда угодно поднимаемые на работу, как угодно наказываемые». Впоследствии вайшьи, наряду с шудрами, тоже были признаны низшей Варной.

Несмотря на то что шудры считались низшей Варной, можно выделить отдельную социальную группу, которая находилась на более низкой ступени общественной иерархии. К ней относились так называемые дикари, живущие в джунглях, за пределами деревень. Эти люди считались неприкасаемыми, не входили в систему деления на варны. Неприкасаемые подчинялись всей общине и должны были выполнять самую грязную работу: мыть нечистоты, убирать мусор.

Представители высших варн — брахманы и кшатрии, а также вайшьи именовались дваждырожденными. После определенного ритуала мальчики проводили несколько лет в доме гуру (наставника). Гуру обучал детей культовым обрядам, открывал для них священные знания религиозных текстов. В обязанность учеников входило собирать милостыню и отдавать ее своему наставнику, а также помогать ему по хозяйству. Только покинув дом наставника, юноша получал право создать семью. Чтобы достичь духовного освобождения, к старости дваждырожденные становились отшельниками.