Туризм в России    
 
Европа
Италия
Латвия
Норвегия
Средние века
Финляндия
Швеция
Европейские города
Барселона
Генуя
Копенгаген
Неаполь
Прага
Рига
Стокгольм
Хельсинки
Острова Европы
Искья
Сардиния
Сицилия
Шпицберген

Структура общества в Древней Индии

Древняя Индия > Структура общества в Древней Индии

Структура общества в Древней Индии

В поздневедийский период население Древней Индии составляли в основном деревенские жители. Достоверных сведений о том, каким образом избирался грамани, глава деревни, не имеется. Вероятно, его выбирали члены общины либо эта должность передавалась по наследству. Собрания мужчин-односельчан, называвшиеся «сабха», проходили в отдельных помещениях, где запрещалось появляться рабам, женщинам и жителям других деревень. Существовали такие понятия, как «человек, который может участвовать в сабхе» и «речь, достойная сабхи».

С возникновением более совершенных орудий труда и развитием производства пахотными землями стали владеть отдельные руководители племени, что способствовало возникновению общественного неравенства. Захваченных пленников и обедневших представителей родовой общины обращали в рабов (даса). Первоначально слово «даса» обозначало «враг, иноземец». Дети рабов рождались рабами, если только они не были детьми рабовладельца. К I тысячелетию до н. э. на севере страны было образовано множество небольших государств и племен, постоянно враждовавших между собой. Войны велись как в пешем строю (рядовые воины), так и на колесницах (представители знати). Раджа, избранный общественным собранием племени, являлся военным вождем.

С возникновением общественного неравенства раджа постепенно подчинял себе органы власти, в том числе и главу общины. В дальнейшем должность раджи перестала быть выборной и стала передаваться по наследству. К этому периоду относится появление клана жрецов.

К концу II тысячелетия до н. э. в Индии сложилась целостная государственная система с армией, судом и правительством. Высшими руководителями являлись жрецы, казначеи, сборщики налогов, астрологи и военачальники. Эти должности могли занимать только представители знати. Раджу, олицетворявшего государство, называли «владыкой мира». За мужественность и физическую силу его нередко сравнивали с быком. Равноправные общины стали делиться на варны — общественные группы, занимавшие различное общественное положение и обладавшие неравными правами.

Привилегиями владели брахманы — сословия, состоявшие из жрецов, и кшатрии — военная знать. Третью Варну, вайшьи, составляли свободные представители общины, которые противостояли брахманам и кшатриям, представлявшим интересы знати. Последние боролись друг с другом за усиление политического влияния.

Брахманы называли себя посредниками между богами и людьми. Только они имели право обучать народ религиозным обрядам и ритуалам, знание которых считалось их привилегией и усиливало власть над людьми.

Убийство брахмана являлось самым страшным грехом, искупить который могли только представители власти. Брахман, в свою очередь, не мог быть подвержен телесному наказанию и смертной казни. Кроме того, брахманы не платили податей.

Жрецы-брахманы при доме правителя назывались пурохите. Они имели большое влияние на раджу, так как считалось, что совершаемые ими культовые обряды охраняли правителя и служили залогом его успеха. Пурохите являлись доверенными лицами раджи и даже его советниками.

Низшую варну представляли люди, не являвшиеся членами общины. Их называли шудрами. Даже если шудры допускались в общину, они не могли участвовать в общественном собрании, в культовых обрядах и в обсуждении государственных дел. Шудры признавались «нечистыми», они не могли совершать жертвоприношения и пить сому.

В отличие от хараппской культуры, ведический период в индийской семье характеризуется наличием патриархата. В царских семьях было разрешено многоженство. Семьей ведийская литература называет всех живущих в одном доме. Одна семья обычно включала несколько поколений по мужской линии (вместе с женами), ведущих совместное хозяйство.

В брахманах сказано: «Если кто из членов семьи что-либо приобретет, это принадлежит всей семье». Главу семьи называли пати, что означает «владыка, господин».

После смерти главы семьи наследство делилось только между сыновьями, причем большая часть переходила к старшему сыну как продолжателю рода. Младшие сыновья должны были подчиняться старшему наследнику, почитая его как отца. Женщины не имели прав на семейное имущество, не могли участвовать в общественных собраниях. Если дочь после замужества уходила в другую семью, она лишалась права на наследство.