Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Структура общества в Древней Индии

Древняя Индия > Структура общества в Древней Индии

Структура общества в Древней Индии

В поздневедийский период население Древней Индии составляли в основном деревенские жители. Достоверных сведений о том, каким образом избирался грамани, глава деревни, не имеется. Вероятно, его выбирали члены общины либо эта должность передавалась по наследству. Собрания мужчин-односельчан, называвшиеся «сабха», проходили в отдельных помещениях, где запрещалось появляться рабам, женщинам и жителям других деревень. Существовали такие понятия, как «человек, который может участвовать в сабхе» и «речь, достойная сабхи».

С возникновением более совершенных орудий труда и развитием производства пахотными землями стали владеть отдельные руководители племени, что способствовало возникновению общественного неравенства. Захваченных пленников и обедневших представителей родовой общины обращали в рабов (даса). Первоначально слово «даса» обозначало «враг, иноземец». Дети рабов рождались рабами, если только они не были детьми рабовладельца. К I тысячелетию до н. э. на севере страны было образовано множество небольших государств и племен, постоянно враждовавших между собой. Войны велись как в пешем строю (рядовые воины), так и на колесницах (представители знати). Раджа, избранный общественным собранием племени, являлся военным вождем.

С возникновением общественного неравенства раджа постепенно подчинял себе органы власти, в том числе и главу общины. В дальнейшем должность раджи перестала быть выборной и стала передаваться по наследству. К этому периоду относится появление клана жрецов.

К концу II тысячелетия до н. э. в Индии сложилась целостная государственная система с армией, судом и правительством. Высшими руководителями являлись жрецы, казначеи, сборщики налогов, астрологи и военачальники. Эти должности могли занимать только представители знати. Раджу, олицетворявшего государство, называли «владыкой мира». За мужественность и физическую силу его нередко сравнивали с быком. Равноправные общины стали делиться на варны — общественные группы, занимавшие различное общественное положение и обладавшие неравными правами.

Привилегиями владели брахманы — сословия, состоявшие из жрецов, и кшатрии — военная знать. Третью Варну, вайшьи, составляли свободные представители общины, которые противостояли брахманам и кшатриям, представлявшим интересы знати. Последние боролись друг с другом за усиление политического влияния.

Брахманы называли себя посредниками между богами и людьми. Только они имели право обучать народ религиозным обрядам и ритуалам, знание которых считалось их привилегией и усиливало власть над людьми.

Убийство брахмана являлось самым страшным грехом, искупить который могли только представители власти. Брахман, в свою очередь, не мог быть подвержен телесному наказанию и смертной казни. Кроме того, брахманы не платили податей.

Жрецы-брахманы при доме правителя назывались пурохите. Они имели большое влияние на раджу, так как считалось, что совершаемые ими культовые обряды охраняли правителя и служили залогом его успеха. Пурохите являлись доверенными лицами раджи и даже его советниками.

Низшую варну представляли люди, не являвшиеся членами общины. Их называли шудрами. Даже если шудры допускались в общину, они не могли участвовать в общественном собрании, в культовых обрядах и в обсуждении государственных дел. Шудры признавались «нечистыми», они не могли совершать жертвоприношения и пить сому.

В отличие от хараппской культуры, ведический период в индийской семье характеризуется наличием патриархата. В царских семьях было разрешено многоженство. Семьей ведийская литература называет всех живущих в одном доме. Одна семья обычно включала несколько поколений по мужской линии (вместе с женами), ведущих совместное хозяйство.

В брахманах сказано: «Если кто из членов семьи что-либо приобретет, это принадлежит всей семье». Главу семьи называли пати, что означает «владыка, господин».

После смерти главы семьи наследство делилось только между сыновьями, причем большая часть переходила к старшему сыну как продолжателю рода. Младшие сыновья должны были подчиняться старшему наследнику, почитая его как отца. Женщины не имели прав на семейное имущество, не могли участвовать в общественных собраниях. Если дочь после замужества уходила в другую семью, она лишалась права на наследство.