Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
История театра

Древняя Греция > История театра

История театра Древней Греции

Греция считается родиной театрального искусства; массовые зрелища берут свое начало из религиозных обрядов, про водившихся во время праздников в честь Диониса, бога природы, покровителя виноделов. Такие торжества называли Великими и Малыми дионисиями. С момента возникновения театральные действия получили огромную популярность, став постепенно основным местом общения горожан. Слово «театр», вероятно, произошло от греческого понятия «созерцать». Кроме того, подобным словосочетанием эллины называли места для зрелищ. Вначале представления проходили на улицах и площадях; затем труппы стали выступать на специальных аренах.

Афинский театр конца IV века до н. э. располагался на юго-восточном склоне Акрополя; в нем могли одновременно присутствовать более 17 тысяч зрителей, что составляло половину всех жителей города. Самая большая площадка находилась в аркадском городе Мегалополе, где театр вмещал около 44 тысяч зрителей. Колоссальные размеры площадок не позволяли устраивать навесы и освещение, поэтому спектакли проходили только днем.

Подобно многим греческим сооружениям, театральные сцены имели полукруглую форму; разделенные узкими проходами каменные скамейки для зрителей располагались уступами на высоком холме.

Актеры переодевались в скене, небольшой постройке, впоследствии преобразившейся в особое сооружение с тем же названием. Позднее это понятие стало обозначать высокий помост перед площадкой (сцену), предназначенный для представления певцов и танцоров. Современное слово «оркестр» созвучно с греческим названием этого места — орхестра. На передней стене постройки для переодевания были нарисованы декорации, на фоне которых выступал единственный актер; по окончании монолога его сменяли другие.

Одной из первых профессионально выполненных театральных композиций была декорация Агафарха, устроенная и Афинах на представлении трагедии Эсхила. Автор постановки распорядился устроить специальные приспособления (энкилемы), с помощью которых актеры, исполняющие богов, парили в воздухе. Обычно спектаклем руководил автор произведения; иногда он выступал на сцене, исполняя одну из ролей. Лица, отвечавшие за хор, всегда сопровождавший игру актеров, именовались хорегами. Эту почетную общественную обязанность афинские граждане выполняли за свой счет.

По традиции, сюжетом трагедии служили значительные события, изложенные в стихотворной форме. Авторы не допускали использования случайных, бытовых сцен и незначительных фактов. Персонажи ранних греческих трагедий не отличались разнообразием, их монологи неизменно строго и пафосно прославляли подвиги мифологических или исторических героев. Самыми популярными были образы Прометея, Эдипа, Федры, Ифигении.

Первым греческим трагиком (автором трагедий) считается Феспид, в 534 году до н. э. написавший поэму, в которой описывается захват Милета персами. После победного окончания войны Феспид написал трагедию «Финикиянки», сделав главным действующим лицом воина Фемистокла, сыгравшего немаловажную роль в поражении персов при Саламине. Расцвет театрального искусства в Греции связан с именами трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Эврипида.

Эврипид родился в то время, когда самый старший из поэтов, Эсхил, нес службу в рядах греческого войска; их соотечественник Софокл в те годы был еще подростком. Эсхил, «отец трагедии», оставил потомкам всего 7 произведений, хотя написал около 100. Традиционные мифологические сюжеты в них образно затрагивают самые актуальные вопросы того времени. Зрители чаще всего видели в спектаклях войну, любовные драмы, предательство и месть. Характеры действующих лиц на протяжении всего диалога оставались неизменными; статичное действие не допускало эмоциональных переходов и смены тональности на протяжении одной сцены. Однако автор широко использовал метод резкого изменения хода действия или сопоставления характеров персонажей. Так, в трагедии «Эвмениды» злобные змеиноволосые Эриннии превращаются в богинь-покровительниц.

Значительное наследие другого великого трагика, Софокла, полностью не дошло до наших дней. Из 120 его произведений сохранились только 7 трагедий и одна сатирическая драма. Среди них наиболее известны «Эдип-царь» и «Антигона», в которых автор передавал зрителю свое понимание смысла жизни.

В течение короткого времени трагедии греческих авторов претерпели значительные изменения: расширилась тематика, усложнилось действие и костюмы актеров. Безыскусный грим раннего театра заменили маски, закрывавшие не только лицо, но и часть головы. Рост актеров увеличивали котурны: открытые сандалии на толстой подошве. Эсхил вывел на сцену второго актера, сделав диалог независимым от хора. Этот прием получил дальнейшее развитие в постановках Софокла. В его спектаклях на сцене выступали уже три актера; причем третий образ был призван усилить впечатление от монолога двух основных героев. Именно по этой причине на сцене рядом с суровыми, воинственными персонажами появлялся мягкий и кроткий образ. Актеры театра Софокла играли одновременно несколько ролей, таким образом, действующих лиц в спектакле было больше, чем актеров.

В отличие от неподвижных сцен в спектаклях Эсхила, эмоциональность действий у Софокла постепенно изменялась в течение одного монолога.

В пьесе «Антигона» в сцене разговора Гемона с отцом главный герой в начале монолога преисполнен сыновней почтительности, в конце переходит на ноты отчаяния и протеста. Однако основная тема, выражавшаяся в представлении о незыблемости божественного устройства мира, у этих авторов прослеживается довольно четко.

В трагедиях Эврипида видна непоследовательность взглядов автора, испытавшего большое влияние знаменитых философов Анаксагора и Протагора. До нашего времени сохранилось 18 его трагедий, 1 сатирическая драма и множество лирических произведений. В творчестве великого поэта прослеживается стремление к отрицанию традиционных взглядов на театральное искусство. Эврипид писал трагедии на основе незначительных мифов, свободно трактуя их содержание. Непревзойденное мастерство греческого трагика выражалось в изображении высоких чувств героев. Выбирая второстепенные эпизоды, Эврипид наполнял бедный сюжет страстями и страданиями.

Содержание произведений, мастерские приемы изображения сцен значительно отличают Эврипида от предшественников. В его спектаклях нет ни пафоса Эсхила, ни монументальности образов Софокла. Не отрицая художественного обобщения, поэт приближал сюжеты к реальности окружающего мира.

В отличие от персонажей ранних трагедий, герои Эврипида позволяли себе скептические высказывания относительно божественной власти. В знаменитой трагедии «Электра» (этот спектакль с успехом проходит на сценах многих современных театров) хор выражал недоверие божественной власти Зевса. В трагедии «Беллерофонт» боги сполна наделены отрицательными человеческими качествами: жадностью, злобой и стремлением к мести.

Комедийный жанр в Афинах с самого начала развивался в острой гротескной манере, быстро откликаясь на текущие события, происходившие в жизни общества. Возникновение комедии связано с традиционными обрядами сельских жителей, ежегодно проводивших праздничные шествия в честь * Диониса.

Особенно пышно торжества проходили в Аттике, где этот жанр получил наибольшее развитие. Шествия сопровождались танцами, шутками, остротами; крестьяне передразнивали друг друга, устраивали потешные перебранки.

Вторым источником комедии стали сицилийские мимы. Так в Греции называли жанровые сценки в литературной обработке известных авторов. В ранних представлениях комедийного жанра выступления одного актера (запевалы) чередовались с хоровым пением. Сицилийский поэт Эпихарм ввел в невыразительную постановку основы сюжета фабулу и развязку. С этого времени комедийные спектакли, получившие целостность и законченность, в зрелищности не уступали трагедиям.

Наиболее остро действительность изображалась в произведениях поэта Аристофана (род. в 446 году до н. э.), написавшего, предположительно, 44 комедии. До нашего времени сохранились только отрывки 11 пьес. В политических комедиях Аристофана ярко отразилась гражданская позиция автора, который поддерживал связи с аттическим крестьянством и резко критиковал государственную политику царя.

Отличительной особенностью диалогов в комедиях Аристофана являлась стремительность и быстрая смена настроений. Комизм ситуации усиливал оригинальный прием разрушения сценической иллюзии. Так, герой, «паря в облаках», мог обратиться к рабочему, управлявшему устройством, с просьбой не уронить его.

Просуществовав около века, греческая политическая комедия полностью утратила острый характер, оставаясь в рамках жанра в качестве шуточных спектаклей на бытовые сюжеты.

Агон (древний греческий: соревнование, состязание) — составная часть древнегреческой трагедии и комедии; спор действующих лиц. В более широком смысле—публичные состязания в музыке, пении, гимнастике.

Ателлана — древнеримская комическая пьеска на народном диалекте, с импровизированным диалогом, опиравшимся на схематический сценарий, и с несколькими действующими лицами в виде типичных масок (простак, горбун, скряга и пр.).