Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 11 October 2024
Экскурсионные и активные туры на Камчатку
Туры по Приморью
Дальний Восток
Камчатка
Курилы
Магаданская область
Приморский Край
Сахалин
Хабаровский Край
Чукотка
Города
Владивосток
Магадан
Находка
Петропавловск Камчатский
Удэгейцы

Исчезающие народы России > Хабаровский край > Удэгейцы

Удэгейцы

До середины XIX в. удэгейцев не выделяли в самостоятельный этнос и отождествляли с орочами. В дальнейшем стали называть по самоназванию - «удихэ/удэхе». Всего в России насчитывается 1496 удэгейцев, из них 793 в Приморском крае (сёла Красный Яр, Агзу), 620 человек в Хабаровском крае: районы им. Лазо и Нанайский. Национальные сёла: Гвасюги, Арсеньево, Рассвет.

Их самоназвание - ундер, удди, удехе (udihe), кекар (Kakala - в честь большого племени). Тунгусы, нанайцы и ульчи, живущие в Приамурье, называли удэгейцев кяхала. В литературе используются названия орочон и таз. Орочонский язык происходит от слова орон - "северный олень" и означает "оленеводы", хотя разведение северных оленей особенно не было характерным занятием удэгейцев. Название "таз", обозначающее южную группу народов, происходит от китайского, где "Та-цзы" означает "все народы Нижнего Амура".

Удэгейцы разбросаны на обширной территории в Хабаровском крае и в Уссурийской тайге. Они живут по соседству с нанайцами и нивхами и местами смешиваются с ними. Существует девять этнически чистых поселений удэгейцев в Ольгинском районе Приморского края, которые когда-то лингвистически тяготели к китайскому языку, теперь почти полностью русифицированы - в 1950-х годах здесь насчитывалось около 300 человек.

  • Ложка
  • Скребок из нефритоподобного камня для выделки шкур

Антропологически удэгейцы являются монголоидами, принадлежащими к байкальскому типу.

Удэгейский язык относится к южной группе маньчжуро-тунгусских языков и делится на три диалекта с многочисленными наречиями. Ближайшими языковыми родственниками являются орочи.

Происхождение удэгейцев не совсем ясно и вызывает споры по сей день. Существуют две гипотезы: одна утверждает, что они пришли с севера, другая - что удэгейцы происходят с юга. Первое подтверждается их культурной близостью с орочи и очевидной связью с древним местным палеоазиатским населением. Но у удэгейцев также есть ярко выраженные южные черты, похожие на выходцев из Маньчжурии и Китая. Также были отмечены некоторые айнские и тунгусские (эвенкийские) компоненты.

Межсезонная одежда охотника

Устные традиции удэгейцев указывают на сложное происхождение. В 19 веке удэгейцев, как правило, не отличали от орочи. Только к концу столетия В. Маргаритову и особенно С. Браиловскому, проводившим перепись населения в 1897 году, удалось выделить южную группу из орочи. С. Браиловский был первым, кто предложил называть этот народ по его собственному самоназванию - удэгейцами. В качестве границы была предложена река Ботч. Так, в 1897 году ареал удэгейцев распространился на южные притоки Уссури и вдоль побережья вплоть до Находки. В то время удэгейцев можно было встретить также на реке Хунгар, Тунгуске и других притоках Амура. С 1860 года, когда весь Уссурийский край был включён в состав Российской империи, удэгейцы стали частью России.

Рыболовство играло в их жизни менее важную роль, чем у соседних племён. Что касается земледелия, только южные удэгейцы, следуя примеру китайцев, возделывали свои поля в прибрежных речных бассейнах.

У удэгейцев было принято жить рассредоточено, отдельными семьями, и часто кочевать в зависимости от районов охоты. Постоянные поселения удэгейцев появились после 1930-х годов, когда началась насильственная коллективизация домохозяйств. Коллективизация завершилась примерно в 1937 году.

Берестяная колыбель

В настоящее время существует девять разрозненных поселений удэгейцев. Переселение привело к тому, что многим семьям пришлось сменить образ жизни, например, перейти от охоты к обработке земли и разведению животных. Эта трансформация была ускорена сокращением площади охотничьих угодий, вызванным вырубкой леса (особенно в Приморском крае), что стало причиной постоянного переселения удэгейцев из их родных мест (где проживало около 43 % населения) в Хабаровский край.

Район обитания удэгейцев был присоединён к России в 1860 году, но долгое время настоящими правителями были китайские торговцы мехами и женьшенем, к которым многие удэгейцы часто впадали в долговую кабалу. Русские крестьяне начали селиться в Уссурийском крае где-то после 1883 года, но эта колонизация не сильно коснулась удэгейцев, которые кочевали глубоко в лесах.

Напротив, по наблюдениям многих путешественников того времени, отношение удэгейцев к русским было на удивление дружелюбным, поскольку русские вытеснили китайских торговцев-эксплуататоров. Русское влияние на народную культуру удэгейцев также было меньшим, чем на другие народы Амура. Женский народный костюм, а также мужская охотничья одежда и снаряжение сохранились относительно хорошо.

Однако на этом фоне произошёл резкий упадок духовной культуры, который в наибольшей степени отразился на языке. В 1979 году удэгейский язык считался родным только для 31% населения. На нем говорили 37,5 % населения. В то же время русским языком свободно владели 94,1 % удэгейцев, по данным на 1970 год, 55,1 %, 63,8 % и 89,9 % соответственно. Начальное образование на родном языке началось ещё в 1931 году, когда появились первые школьные учебники на удэгейском языке.

 
Экскурсионные и активные туры на Камчатку Экскурсионные и активные туры на Курилы Экскурсионные и активные туры по Приморью Экскурсионные и активные туры на Сахалин Поиск дешевых авиабилетов
Туры на Камчатку Туры на Курилы Туры по Приморью Туры на Сахалин Авиабилеты
Чат с менеджером

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram