Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Wednesday, 17 April 2024
Туры в Санкт-Петербург и пригороды
Туры в Петербург
Хостелы
Искра
Уютное место
First Hostel
Мини-отели
Адмиралтейская
Империя Парк
Лебедушка
Петервиль
Ринальди Олимпия
Эконом уровня
Галакт
Киевская
Ведомственные
Атом
ЛДМ
Нива
Орбита
Гостиницы 3*
Азимут
Академия
Александер Платц
Андерсен
Астерия
Балтийская
Выборгская
Ладога
Лира
Москва
Октябрьская
Охтинская
Полюстрово
Гостиницы 4*
Прибалтийская
Пулковская
Россия
Санкт-Петербург
Таврическая
Соборная мечеть

Достопримечательности Санкт-Петербурга > Соборная мечеть

Мечеть Петербурга

Соборная Мечеть в Санкт-Петербурге — одна из самых крупных в Европе и самая северная в мире. Технические характеристики ее таковы: длина 45 метров, ширина — 32, высота главного купола — 39. высота минаретов — 48 метров. Вмещает мечеть до пяти тысяч человек. На первом этаже — огромный зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведен женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной школы, где преподаются уроки арабского и татарского языков. а так же основы Ислама.

История

Строительству Соборной Мечети, историческому событию в жизни мусульманской общины Петербурга, которая насчитывала к тому времени более 8 тыс. чел., предшествовало завоевание в 1864-1873 гг. Средней Азии, становление Великого хлопкового пути, в котором кровно была заинтересована текстильная промышленность пореформенной России, но одно временно возник и научный, исследовательский интерес к культуре Востока, его вклада в развитие мировой цивилизации.

На кафедре истории Востока С-Петербургского университета под руководством В.В.Григорьева были созданы условия для систематического изучения истории Золотой Орды, Туркестана, Хивинского ханства. В ноябре 1884 г. университет совместно с Археографической комиссией отправил в Среднюю Азию доцента кафедры Н.И. Веселовского, который провел там около года: ученый открыл среднеазиатские памятники античной эпохи , но одно временно стал и первым исследователем самаркандского средневекового зодчества. Работа завершилась в 1905 г. изданием первого выпуска атлас"Мечети Самарканда", с этого времени грандиозные сооружения эпохи Тимура-Тамерлана заняли в истории мировой культуры место, аналогичное памятникам мусульманской архитектуры Испании.

Важность этих работ для петербурской культуры "серебряного века", их общественный резонанс трудно переоценить. Может быть, есть отдаленное сходство с тем римским периодом, когда архитекторы в середине XVIII века стали археологами и перед ними открылся скрытый континент античности, который стал основой для развития классицизма в Англии, Франции, Германии, России. Так и архитектура Востока внесла в европейские города, словно сухой и горячий ветер пустыни, повышенную одухотворенность и монументальность, изысканность орнамента, напряженность духовной жизни человека. Бухарское ханство в результате военных и политических действий 1864-1873 гг. потеряло Самарканд, но как Хивинское и Коканд, по отношению к туркестанскому генерал-губернатору сохраняло самостоятельность. Сыновья Эмира Бухарского, как и хана Хивы, и дети Шамиля, воспитывались в Петербурге, где их не хотелось бы называть заложниками; они получили блестящее воспитание и образование, были окружены почетом и уважением, а дружба, возникшая еще между подростками, великим князем, наследником престола Николаем Александровичем, и сыном Эмира Бухарского стала залогом благополучного завершения организационного периода строительства Соборной Мечети Санкт-Петербурга.

Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П.Г.Столыпиным в январе 1906 г. Он состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Нур", председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи. Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И.Долоцкому. Однако для размещения Мечети одно го участка оказалось недостаточно.

Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие,должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке. Кроме того, в Мечеть нельзя войти, не совершив особого ритуала омовения, для которого необходимо обособленное здание.

Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н.Померанцева, Л.Н.Бенуа, А.И.фон Гогена, архитекторов Ф.И.Лидваля, А.И.Дмитриева и секретаря комиссии С.В.Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя Комитета по постройке, причем один из них - из числа действительных членов Общества Архитекторов. В опубликованной журналом "Зодчий" при объявлении об открытия конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети - купол, количество минаретов - от одно го до 2-х , в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ. В соответствии с градостроительными задачами - формирование красной линии уличной застройки, мечеть рекомендовалось разместить с максимальным приближением к Кронверкскому проспекту.

При детальной проработке проекта Соборной мечети авторским коллективом во главе с Н.В.Васильевым в объемно-пространственной композиции были структурно объединены оба премированных проекта Н.В.Васильева: "... решение плана, трактовка основного массива и продольного фасада намечены вариантом "Арабески". Форма купола и портала, а также минаретов, перемещенных в переулок, общий "самаркандский" характер мечети были предопределены вариантом "Тимур". Кроме того, объем парадного вестибюля с фланкирующими его минаретами с главного, западного фасада, переместили на северный, - это увеличило длину здания с 38 до 47,5 м, минареты расположились по обе стороны входа для женщин.

Прихожанкам предназначались хоры (женский балкон), расположенные над вестибюлем на втором этаже, а устройство хор с балконами на третьем этаже позволило отказаться от дополнительного зала для богослужения в полуподвальном этаже здания.

В градостроительной ситуации первого десятилетия ХХ-го века это заключение было оправданным: миниатюрность Домика Петра I, деревянной Троицкой церкви, только что построенного изящного особняка Кшесинской делали монументальность Мечети демонстративно вызывающей: она становилась центром ансамбля, ее минареты и голубой купол были сопоставимы лишь с сиянием золотого шпиля Петропавловского собора.

Церемония официальной закладки, приуроченная к 25-летнему юбилею правления Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург состоялась 10 февраля 1910 года. На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами и надписями из Корана. Для церемонии были приготовлены мраморные кирпичи, серебряная закладная доска, серебряные лопатки, раствор. В начале церемонии Ахун Баязитов сказал: Коран говорит: Бог красив и любит красоту. Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой Мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне. Мечеть красива, но надо, чтобы она блистала не одно й внешней красотой, и надо молить Аллаха, чтобы Мечеть эта совершенствовала нас в духовно-нравственной красоте. Затем Эмиром Бухарским был положен первый камень, состоялся прием депутаций из Москвы, Кронштадта, с Кавказа, от мусульманских приходов столицы. На месте закладки состоялось богослужение, в строительной конторе состоялся торжественный завтрак.

В мае 1910 г. под руководством немецкого архитектора и подрядчика Г.-Ф. Канна начались подготовительные работы к облицовке стен Мечети гранитом. В Финляндии им были арендованы разработки месторождений ковантсарского гранита (для облицовки стен) и светло-серых тиурульских гнейсов (для облицовки минаретов и барабана купола) Эти месторождения в Ковантсари (Республика Карелия) и Тиурула (совр. Ленинградская область), в начале ХХ в. находившиеся на территории Великого княжества Финлядского, ныне не разрабатываются. К отбору облицовочных материалов для Мечети Г.-Ф. Канн подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой площади новых архитектурных сооружений. Утвержденные архитекторами-строителями образцы облицовочных плит были опечатаны личной печатью Г.-Ф. Канна и хранились в сейфе Комитета по строительству. Во время строительства подрядчики каменных и железобетонных работ наблюдали за своевременным и качественным устройством штроб, пазов, гнезд, введением разнообразной арматуры для крепления облицовочных плит. Для скульптурных деталей облицовки - аркатурных поясков, карнизов, медальонов, орнаментальных композиций - предварительно изготавливались гипсовые модели по чертежам авторов проекта.

Характерная особенность культовых зданий мусульманской архитектуры - скрытая невысокими парапетами крыша, в условиях влажного и холодно го петербургского климата потребовала сложных конструктивных решений кровли, особой геометрии для создания рациональной системы водосброса. Авторы проекта ограничились минимальным необходимым количеством водосточных труб (по одно й на каждом из фасадов), причем их трассировка, профили, крепежные элементы не нарушали тектоники и эстетики стены.

9 февраля 1913 года Комитет по постройке Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21 февраля первого богослужения, посвященного 3-х столетию царствования Дома Романовых, ....чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя еше и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем Богослужения.

Нынешнее состояние здания Соборной Мечети характеризуется рядом утрат и перестроек. В 1924-1928 гг. из имущества Мечети были изъяты и переданы в Антиквариат большой ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В 1930-е, 1950-е, 1970-е гг. неодно кратно видоизменялась конструкция крыши, причем нарушена ее геометрия, изменена авторская система водосбора и водосброса, установкой дополнительных, круглых в сечении водосточных труб нарушена тектоника фасадов, в результате ухудшилось техническое состояние гранитной и майоликовой облицовки. В 1940-х гг. деревянные двустворчатые резные двери северного и восточного порталов были заменены на металлические. К 1950-м годам относятся утраты фрагментов майоликого орнамента в нижних частях северного и восточного порталов. В 1956 г. были разобраны части принудительной, низкого давления отопительно-вентяллиционной системы (т.н. корнваллийской) и устроено центральное водяное отопление.

Совокупность этих причин и их следствий привели к прогрессирующему разрушению гранитной, и особенно майоликовой облицовки. В 1984-1987 гг. облицовка купола была полностью снята, 12 изразцов были сданы на хранение в фонды Государственного музея истории Ленинграда (с 1991 г.- Гос.музей истории С-Петербурга), проект реставрации выполнен 9-й мастерской института ЛенНИИпроект под руководством А.Г.Лелякова. В мае 1984 г. вокруг купола были установлены строительные леса, снятые лишь в 1996 г., когда специалистами треста Леноблреставрация была завершена замена майоликовой облицовки купола и минаретов на облицовку из технического фарфора. При этом изменились как технические, так и эстетические характеристики здания, геометрия купола и минаретов не соответствует авторскому замыслу...

Безусловно, реставрация столкнулась бы с меньшими проблемами, если бы документальные материалы по истории строительства Мечети были введены в научное обращение своевременно, и реставраторы могли бы в полной мере использовать опыт своих предшественников. До сих пор, однако, строительная история Соборной Мечети Санкт-Петербурга не вышла из начальной фазы изучения. Принятая для Мечети как памятника архитектуры дата строительства 1910-1913 (1914) гг. в результате последних исследований может быть существенно уточнена: разработка проекта велась в 1907-1909 гг., начатые в 1909 г. строительные работы систематически велись до 1918 г., отделка интерьера осталась незавершенной, заключительные работы датируются 1921 г. Предлагаемая датировка 1909-1921 охватывает и события, отмеченные датами на портале: церемониала закладки здания в 1910 году и начало богослужений зарегистрированной в советское время общины 1920 года. Можно было бы дополнить их еще одно й датой - 1956 год, возвращения Мечети мусульманской общине Санкт-Петербурга.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Туры в Санкт-ПетербургОтели Санкт-Петербурга Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Санкт-Петербург Подбор отеля Авиабилеты

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram