На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Новый Год Рождество Карелия Туры по России Подмосковье Горные лыжи Белоруссия
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Вторник, 24 Ноябрь 2020
Туры в Санкт-Петербург и пригороды
Туры в Петербург
Хостелы
Искра
Уютное место
First Hostel
Мини-отели
Адмиралтейская
Империя Парк
Лебедушка
Петервиль
Ринальди Олимпия
Эконом уровня
Галакт
Киевская
Ведомственные
Атом
ЛДМ
Нива
Орбита
Гостиницы 3*
Азимут
Академия
Александер Платц
Андерсен
Астерия
Балтийская
Выборгская
Ладога
Лира
Москва
Октябрьская
Охтинская
Полюстрово
Гостиницы 4*
Прибалтийская
Пулковская
Россия
Санкт-Петербург
Таврическая

Церкви Санкт-Петербурга

Достопримечательности Санкт-Петербурга > Церкви Санкт-Петербурга

Церкви Санкт-Петербурга

Церкви Санкт-Петербурга   Церкви Санкт-Петербурга   Церкви Санкт-Петербурга
 
Церкви Санкт-Петербурга Церкви Санкт-Петербурга Церкви Санкт-Петербурга
 
Церкви Санкт-Петербурга Церкви Санкт-Петербурга Церкви Санкт-Петербурга

Спас-на-крови

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.

Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.

Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.

Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Перербурга Спас-на-крови.

Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой! В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови.

Люди, провозгласившие себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II , русского императора, названного народом царем-освободителем. Тяжелую рану получила вся Россия. Не стало императора, в значительной мере отразившего чаяния и надежды передовых русских людей, русской интеллигенции.

1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.

Исаакиевский Собор

В Санкт-Петербурге последних лет царствования Петра I было четыре собора: Петропавловский, Троицкий, Успения Богородицы и св. Исаакия Далматского. Причем и первый, и последующие Исаакиевские храмы самым тесным образом были связаны с российскими императорами и российской государственностью.

Уже в первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины I). А с 1723 года царь подписал специальный указ, предписывающий чинамАдмиралтейства и морякам Балтийского флота принимать присягу только в этом храме.

О службах во втором Исаакиевском соборе достоверных сведений не сохранилось, известно только, что 6 августа 1717 года его заложил сам Петр Алексеевич в присутствии высоких духовных и государственных сановников.

Третий Исаакиевский храм был заложен 8 августа 1768 года по проекту Антонио Ринальди. Деньги на его возведение были отпущены, но строительство под руководством Ринальди и архитектора А.Виста шло очень медленно. Завершил затянувшуюся стройку архитектор Винченцо Бренна, и 30 мая 1802 года митрополит Амвросий в Высочайшем присутствии императора Александра I освятил собор, который при этом был передан из придворного в епархиальное ведомство. Скульптурное убранство этого храма исполнили К.Альбани, П.П.Соколов и И.Шварц, лепное - Бернаскони, образа - Гуалтьери и А.И.Иванов, роспись - Ф.Д.Данилов. Позже в нем проводились памятные большие богослужения в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга, а также празднования всеобщего мира в Европе 10 июля 1814 года. На следующие полтора десятилетия Исаакиевский собор становится главным столичным храмом, и остается им до тех пор, пока во время пасхального богослужения не произошло то, о чем сообщал в своем донесении протоиерей храма М.Соколов высокопреосвященному Амвросию: "Сего 9-го апреля ... после херувимской песни, отсыревшая в сводах штукатурка упала на правый клирос, не причинив никому вреда, и падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание, да притом нами еще усмотрено во внутренности церкви во многих местах от сырости повреждение штукатурки".

Высочайшим распоряжением создается комиссия из архитекторов Стасова, Соколова и Беретти, которая приходит к заключению о необходимости капитальных переделок. Преосвященный Владимир, викарий санкт-петербургский, приказывает прекратить богослужения в соборе, а престол, иконостас, образа и утварь перенести для хранения в Никольский собор. Священнослужителям Исаакиевского храма предложено священнодействия отправлять и церковные суммы хранить в церкви Сената, чередуясь с местным причтом. Но местные служители не допустили Исаакиевский причт до постоянного богослужения в своей церкви .

Тогда преосвященный велел причту Исаакиевского собора отправлять службу в верхней церкви кольского собора, а сам ходатайствовал перед обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным найти в Адмиралтействе место для устроения за счет казны особой церкви для прихожан строящегося Исаакиевского собора.

Возражений от морского министра де Траверзе не последовало, и вскоре в Адмиралтействе был устроен новый храм св. Спиридона Тримифунтского с приделом во имя св. Исаакия Далматского. Таким образом, с устроением этой церкви т Исаакиевского собора получил возможность беспрепятственно отправлять богослужения и все христианские требы для своих прихожан.

Сразу же после воцарения императору Николаю I пришлось решать многочисленные проблемы, унаследованные им от своего венценосного брата. Не последнее место в их числе занимало возведение нового Исаакиевского кафедрального собора. Царь регулярно выслушивал отчеты о его строительстве, сам вносил дельные предложения, как в техническом, так и в художественном плане. Немалая заслуга императора и в том, что работы продвигались достаточно быстро. Они обошлись российской казне в немыслимую по тем временам сумму - в более чем 23 000 000 рублей серебром.

Храму придавалось большое значение. Когда предложили создать в Петербурге торговый порт-гавань для большегрузных судов, столь нужный для нарождающейся российской промышленности, царь его отклонил - деньги нужны были для завершения Исаакиевского собора.

Об особом внимании царствовавшего Дома к этому храму свидетельствует, прежде всего, факт его освящения и открытия, ставшего значительным событием в культурной жизни столицы и России.

Чесменская церковь

Чесменская церковь - одно из редких в архитектуре Санкт-Петербурга псевдоготических сооружений - построена по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1777 - 1780 годах. Отделка фасадов здания отличается своеобразием и произвольной трактовкой готических мотивов. Поверхность стен, обработанных узкими вертикальными тягами и лепными стрельчатыми арочками, прорезают высокие стрельчатые окна. Стены завершают низкий парапет и характерные для готики остроконечные башенки. Аналогичные башенки декорируют стены барабанов центрального и четырех малых куполов церкви . Острые готические шпили, увенчивавшие купола, не сохранились. Своеобразна композиция плана, решенного в виде "четырехлистника". К центральному объему примыкают четыре закругленных в плане помещения. Перекрывающие их своды частично сохранили псевдоготическую лепную обработку. Создание трех аналогичных сооружений по одному проекту, одного - в столице и двух других - в провинции, свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. На прилегающей к церкви территории существует небольшое кладбище, где хоронили ветеранов русской армии, доживавших свой век в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце.

Храм Воскресения Христова

В открытом конкурсе на проект храма приняли участие многие крупные русские архитекторы: Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин, А. М. Павлинов и др. Первый тур конкурса не дал результатов. При повторном конкурсе было выдвинуто требование - построить церковь "в чисто русском вкусе". Одобрение получил проект И. В. Макарова и А. А. Парланда, использовавших композиционные приемы и формы величайшего памятника древнерусского зодчества - Покровского собора (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, земляные работы начались в 1886 году, но детально разработанный Парландом проект был утвержден только 1 мая 1887 года. Работы продолжались более двадцати лет и закончились в 1907 году.

Наряду с Покровским собором большое влияние на замысел храма Воскресения Христова оказал Владимирский собор в Киеве с его знаменитыми росписями, выполненными В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, М. А. Врубелем и др. Однако в новом храме вместо росписи исполнена мозаика, более дорогой, но зато более долговечный вид изобразительного искусства. Снаружи стены храма облицованы желтоватым кирпичом, изготовленным по специальному заказу. Декоративные пояски и вставки выполнены из глазурованного кирпича. В квадратные впадины на стенах храма вставлены цветные орнаментированные изразцы, а на стенах колокольни - мозаичные изображения губернских гербов. В нишах цоколя установлены двадцать гранитных досок с высеченными на них надписями о выдающихся событиях царствования Александра П. Во внутренней отделке применены итальянские разноцветные мраморы и русские самоцветы. Четыре пилона внутри собора в нижней части облицованы киевским Лабрадором. Высокое качество отделочных работ наглядно свидетельствует о большом мастерстве русских строителей.

Сооружение храма на берегу канала потребовало специальных устройств, в частности сплошного фундамента под всей площадью здания из бутовой плиты на бетонной подушке.

Входы в храм расположены с северной и южной сторон и решены как притворы с крыльцами на гранитных колоннах. На месте, где обычно в храмах бывает главный вход, на фасаде установлено распятие, исполненное по рисунку художника М. В. Нестерова. Фронтоны четырех крылец украшены мозаичными панно, созданными по эскизам В. М. Васнецова на евангельские сюжеты: "Несение креста", "Распятие", "Снятие со креста" и "Сошествие во ад". Все четыре мозаики замечательны по композициям и колориту. Мозаики играют основную роль как во внешнем, так и во внутреннем оформлении храма. Над эскизами для мозаик, выполнявшихся в мастерской А. А. Фролова, также работали: А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев, В. Е. Савинский, А. Н. Новоскольцев, Н. А. Кошелев и др.

Александро-Невской Лавра

Бывшая Александро-Невская лавра - один из крупнейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Основание лавры связывается с исторической победой, одержанной великим русским полководцем Александром Невским над шведами на берегах Невы в 1240 году. В 1713 году в память о битве, состоявшейся, по преданию, на левом берегу Невы, при впадении в нее Черной речки, Петр I основал монастырь, куда в 1724 году перенесли из Владимира прах Александра Невского.

Строительство монастыря продолжалось с перерывами па протяжении почти всего XVIII столетия. В создании ансамбля участвовали многочисленные мастера-строители, архитекторы, декораторы, живописцы и скульпторы.

В 1715 году архитектор Д. Трезини составил проект "как быть всему каменному строению" монастыря. Двухэтажные монастырские здания, расположенные по сторонам монументального собора, были обращены к Неве и к саду на берегу реки.

Начатые Трезини работы продолжал в 1720-х годах архитектор Т. Швертфегер. В композиционную идею своего предшественника он внес существенные изменения. Если Трезини предполагал устроить вход в собор со стороны Невы, т. е. с востока, что противоречило традициям культового зодчества, то после переработки проекта главными стали фасады собора и других зданий, обращенные на монастырский двор. Постройка собора по проекту Швертфегера из-за технических ошибок не была завершена. В 1755 году собор, угрожавший падением, был разобран.

В 1741-1750 годах архитектор П. Трезини построил юго-восточное крыло двухэтажных монастырских корпусов, симметричное северо-восточному крылу.

В 1755 году архитектор М. Д. Расторгуев разработал проект "циркумференций" - одноэтажных и двухэтажных корпусов, обрамляющих монастырский двор. Постройка "циркумференций" с угловыми (юго-западной и северо-западной) башнями и Митрополичьим домом в центре западной стороны каре продолжалась до 1774 года. В 1776 году началось сооружение нового монументального собора по проекту архитектора И. Е. Старова.

Руководя постройкой собора, Старов в то же время реконструировал прилегающую к монастырю территорию, создал круглую площадь и закрепил ее границы постройкой надвратной монастырской церкви , каменной ограды и двух домов при въезде на площадь с Невского проспекта. Окончание постройки собора в 1790 году завершило формирование ансамбля.

Северо-восточное крыло монастырского каре и Благовещенская церковь относятся к числу немногих в Ленинграде памятников архитектуры, возведенных в формах, характерных для русской архитектуры начала XVIII века. Юго-восточное крыло, Федоровская церковь , дворовые корпуса, две башни и Митрополичий дом сооружены в середине XVIII столетия, они типичны для русского барокко периода его расцвета. Собор - одно из крупнейших произведений русского классицизма.

В ансамбле монастыря получили новое истолкование традиции древнерусского зодчества - четкость и ясность композиционного построения, основанного на противопоставлении монументального собора и угловых башен, замечательных по красоте пропорций и силуэта, горизонталям монастырских корпусов. В восприятии ансамбля большую роль играют зеленые массивы окружающих его садов и кладбищ. В 1936-1937 годах на территории монастыря создан музей - Ленинградский некрополь, в 1939 году реорганизованный в Музей городской скульптуры. В 1947 году музей был открыт для посетителей.

НЕМЕЦКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВ. АННЫ И СВ. ПЕТРА

Первая лютеранская церковь в Санкт-Петербурге была построена в 1704 г. на территории Петропавловской крепости. Одновременно на противоположном, левом, берегу Невы в доме вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса, голландца по происхождению, начинает собираться группа христиан евангелических вероисповеданий.

В 1708 г. вице-адмирал повелел построить для разросшейся общины в своем дворе деревянную капеллу, которую называли Лютеранско-реформатской церковью. Самую большую группу в капелле Крюйса составляли немцы-лютеране. Им вице-адмирал дарит капеллу во дворе своего дома в 1710 г. в собственность, что позволяет говорить о возникновении первой немецкой лютеранской общины в Санкт-Петербурге, получившей позже имя Св.Петра. Своим указом от 27.12.1727 Петр П подарил общине участок земли у Невской перспективы между двумя Конюшенными улицами для строительства церкви , церковной школы и пасторского дома. Проект строительства разработал покровитель общины граф Б.К.Миних. Закладной камень новой церкви был заложен 29.06.1728 в день Святых Апостолов Петра и Павла, во чье имя она и была освящена 14 (25).06.1730 пастором Назиусом, получив впоследствии сокращенное название «Петрикирхе». Это было двухэтажное здание с деревянной башенкой, построенное из кирпича и оштукатуренное. Настоящим сокровищем лютеранской церкви в. Петра стала одна из ее алтарных картин "Иисус с Фомой Неверующим и учениками" кисти знаменитого Ханса Гольбейна-мл., подаренная в 1707 г. придворным живописцем И.Ф.Гротом.

К началу XIX века здание церкви в. Петра порядком обветшало и стало слишком мало для увеличившейся общины. Сильное наводнение 1824 года убедили церковный Совет принять решение о строительстве нового здания церкви . Старая церковь 18 века была снесена в 1833 г. На заседании Церковного совета в мае 1833 г. был принят проект архитектора Александра Брюллова. 21.08.1833 г. был заложен закладной камень новой Церкви Св.Петра. В День Реформации, 31.10.1838 г, здание церкви , стоящее по настоящий день на Невский пр. 22-24, было освящено. Творение А.Брюллова было и остается самой большой лютеранской церковь ю России.

В 1862 г. община насчитывала 17.600 членов, а в 1909 году - 15.000. С 1858 года в церкви в.Петра одновременно действовали 3 пастора, каждый из которых опекал один из трех душепопечительных округов, на которые разделялась община. С постройкой нового здания церкви в.Петра она становится местопребыванием некоторых центральных органов Евангелическо-Лютеранской Церкви России, например, Генеральной консистории. Кроме того, в этой церкви оводились совместные наиболее торжественные богослужения для представителей всех евангелических общин города, где проповедовали поочередно пасторы различных евангелических общинВ общине Св. Петра имелась также широкая сеть диаконических учреждений.

После революции 1917 г. очень значительное число членов общины покинуло Россию. Здание церкви , ее учреждения, вся недвижимость были национализированы. В 1920-ые годы богослужения еще продолжались, но репрессии в отношении христиан всех конфессий усиливались. После закрытия церкви в Святой вечер 24.12.1937 г. ценнейшее убранство церкви , драгоценные предметы изобразительного и прикладного искусства были конфискованы и разграблены. Алтарная картина Гольбейна младшего попала в Эрмитаж, а распятие кисти Карла Брюллова - в Русский музей. Неизвестна судьба превосходнейшего органа фирмы Валькер. В 40-50-ые годы в церкви находились различные склады, затем здание было переоборудовано под бассейн, который был открыт в 1962 году.

Здание церкви в. Петра официально было возвращено Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии в июне 1993 года и ныне является местопребыванием Епископа этой Церкви. В церкви в. Петра проводит свои богослужения и живет Немецкая Евангелическо-Лютеранская община Св.Анны и Св. Петра. С 7 февраля 1999 г. в общине и в пропстве Санкт-Петербурга служит новый пастор и пропет Кристоф Эрихт. В общине существуют различные группы: диаконическая, молодежная и детская. Проводится также женская работа и работа с сениорами. В общине есть хор, состоящий из взрослых членов общины, и детский хор, которые всегда готовы к налаживанию контактов с другими хорами и к обмену концертами.

Для самопознания общины очень важно, что евангелическо-лютеранские общины с немецкими корнями с начала развития истории Санкт-Петербурга вложили свой вклад в его культуру и духовную и религиозную жизнь города. В продолжении этой традиции наша община видит сегодня свою особенную задачу: словами и делами проявлять социальную ответственность и передавать благую весть свободы, заключенную в Библии.

 

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Туры в Санкт-Петербург Поиск дешевых авиабилетов Отели Санкт-Петербурга
Туры в Санкт-Петербург Авиабилеты Отели


(495) 363 3512