На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Майские
праздники
Карелия Туры по России Активные туры Море Подмосковье Селигер Белоруссия
 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Пятница, 29 Май 2020
Туры на праздники
Майские праздники
Туры
2 дня
3 дня
4 дня
5 дней
Многодневные туры
Туры по городам
Туры с детьми
Туры с отдыхом
Туры в усадьбы
История Гороховца
Туризм в России > Города Золотого Кольца > Гороховец > История Гороховца

История Гороховца

Город, раскинувшийся на крутом правом берегу реки Клязьмы. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей травами, смотришь на городские строения и видишь их отражения в тихой глади воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения человеческих рук и природа слились здесь в одно нерасторжимое целое, создав подлинную симфонию. Как будто человек и природа сговорились и действовали заодно, создавая красоту на века.

Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века,— не расшиты, как всюду, окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России.

Знакомство с Гороховцом лучше начать с Никольской горы, самой высокой точки города. Здесь, на небольшом плато, на семьдесят метров поднявшемся над уровнем реки, началась его история.

В дославянскую эпоху (I тысячелетие н. э.) эти места были заселены финно-угорским племенем меря. Об этом свидетельствуют раскопки археологов на так называемой Лысой горе, расположенной поблизости.

Мирное освоение края древними славянами шло постепенно из Суздальского ополья вниз по Клязьме. Уже в XI веке земли вокруг Гороховца были заселены славянами.

Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе. Высота его земляных валов, сооруженных в XII веке, достигала пяти метров. В то время город был сильной пограничной крепостью на юго-востоке Владимиро-Суздальского княжества. Но после 1239 года, когда город был сожжен монголо-татарами дотла, жизнь в нем надолго замирает. В XV веке город уже принадлежал нижегородскому, а затем московскому князю и числился центром волости.

В 1539 году на город совершили набег казанские татары. Окрестности были разорены. Когда враги осаждали город, повествует легенда, над горой в лучах заходящего солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили, а место с той поры называется в народе Пужаловой горой. Это возвышенность, отделенная от древнего детинца глубоким оврагом, сейчас склоны ее заросли вишневыми садами, а на самой горе расположился городской парк.

Беспокойной для города была и первая половина XVII века.Из переписной книги Гороховца за 1646 год видно, что город к томувремени разросся. На берегу Клязьмы был поставлен рубленый острог с башнями, рядом воздвигнута соборная церковь Благовещения, «древяна, верх шатром», а на посаде — деревянная церковь Воскресения, а также съезжая изба, двор воеводский, таможня, жилые и хозяйственные постройки, кузница, мыловарня, мельница.

Напротив, «место городовое на горе», где ранее был детинец, постепенно пустело. По указу царя Михаила Федоровича здесь был основан монастырь с деревянной церковью. К 1678 году внутри прежнего города, а теперь монастыря, был возведен целый комплекс деревянным церковных построек, огороженных забором, рубленным «в замок». Дерево было дешевым строительным материалом, и небогатые посадские люди и монастыри охотно использовали его.

Каменные строения в городе появились лишь в последней трети XVII века. После введения в 1667 году в России «Новоторгового устава», открывшего деловым людям широкий простор для деятельности, Гороховецкое купечество, используя выгодное положение города на тракте МоскваНижний Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, быстро богатело. Торговля юфтью, льном, пенькой, полотном, маслом, вином, москательными товарами, кирпичом, приносила огромные барыши. Город быстро рос. Богатые купцы, желая увековечить свое имя и показать мощь своего благосостояния, делали огромные вклады в строительство каменных храмов. Одним из них был Троицкий собор в Никольском монастыре, построенный на средства купца Семена Ершова в 1681 году.

Оспаривают друг у друга право на застройку «красного» места и другие именитые люди города, и каждый старается украсить свое детище как можно искуснее. Приглашаются лучшие мастера. В результате до нашего времени сохранился необычайный по своей цельности архитектурный ансамбль Никольского монастыря, построенный в XVII—XVIII веках.

В панораме его доминирует Троицкий собор (1681—1689). С северо-западной стороны собора стоит шатровая колокольня, построенная в те же годы, что и собор, и составляющая с ним одно целое. Это первая по времени каменная колокольня. На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника (1710—1716). Чтобы впечатление от монастыря осталось более цельным, нужно представить, что в XVIII веке он со всех сторон был огражден стеной. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Несколько таких изразцов с мотивом «вазона» еще сохранились. Яркие зеленые, желтые, синие и коричневые цвета поливы очень оживляют красное поле стены.

На восточной стороне ограды располагались кельи и святые врата с церковью Покрова (1689). Здесь пролегала основная дорога из города в монастырь.

Все основные постройки Никольского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению — Троицкому собору. Это интересный пример центрического построения ансамбля, имеющего огромное градостроительное значение в облике всего города. Контур зданий монастыря, его органическая пространственная связь с природным ландшафтом, свободное соединение с городской застройкой — все это делает его неповторимым памятником древнерусского зодчества.

Осмотрев памятники Никольского монастыря, следует продолжить осмотр другого древнего комплекса архитектурных построек, раскинувшегося внизу на посаде — городского Благовещенского собора с колокольней (1700) и теплой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.).

От Никольского монастыря сюда можно спуститься по крутой, петляющей меж кустов тропинке северо-восточного склона или же по лестнице, ведущей к набережной реки Клязьмы.

Сегодня в церкви экспонируются передвижные выставки Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Они посвящены древнему быту гороховчан и их сегодняшнему дню.

Если пересечь площадь, на которой стоит Благовещенский собор, то окажемся перед Сретенским монастырем. Он основан в 1658 году и первоначально был деревянным. Выйдя из монастыря через западные ворота под колокольней и свернув направо на Советскую улицу, мы через несколько минут окажемся перед понтонным мостом через Клязьму, за которой в пойме реки белеют стены самого древнего в Гороховце - Знаменского монастыря (XVII—XVIII вв.). Он был основан в 1598 году как мужская обитель.

В ходе нашего знакомства с древними памятниками Гороховца напрашивался вопрос: если для «Мира» именитые купцы города возводили величественные храмы, то, наверное, для себя они строили не менее, если не более пышные хоромы? Тут их щедрость не знала границ. Гороховец — один из немногих городов России, где сохранилась гражданская архитектура XVII века. Причем среди семи сохранившихся каменных палат Гороховецкого посада нет двух одинаковых. У каждой из них свой «ранг».

Наиболее яркие страницы деревянной летописи Гороховца созданы топором местных плотников, следы яркого искусства которых можно здесь обнаружить повсюду. В XIX веке в Верхнем Поволжье была развита барельефная (глухая) домовая резьба, исполнявшаяся с помощью долота. В Гороховецком крае самыми искусными ее мастерами были плотники — якуши. Их слава была настолько громкой, что Владимир Иванович Даль включил их в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», где они значатся как «долбежники, плотники рещики для резки у крас на избы и на суда». Дома повсеместно одевались в пышное травное узорочье с фантастическими образами фараонок — берегинь, сиринов, а также львов и различных птиц. Особенно излюбленными были композиции с вазонами и произрастающими из них побегами аканта, а также солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на глади доски.

Естественно, что в Гороховце искусство якушей, как преимущественно сельских плотников, приходилось по душе прежде всего крестьянам и горожанам, проживающим на городских окраинах. Поэтому дома, украшенные подобной резьбой, чаще всего можно встретить в районе улицы Московской (дом Бобровой (ул. Калинина, 8), (ул. Московская, дом 30 и дом 92, дом 94),

Рубеж XIX—XX веков ознаменовался в Гороховце строительством целого ряда крупных жилых зданий, многие из которых несут на себе следы увлечений псевдорусским стилем. Таковы особняки Кучиных, Морозовых, Шугуровых. Оригинальный сплав псевдорусского стиля с модерном выражен в архитектуре особняка Шориных (ул. Московская, 43). Неизвестный зодчий, безусловно, хорошо знал местную строительную традицию и в обилии снабдил дом резьбой, среди которой основное место занимают розетки, столь излюбленные в творчестве народных мастеров.

В 1970 году Гороховец включен в список исторических городов России, имеющих памятники, представляющие большую ценность. Он вошел в систему туристического маршрута «Золотое кольцо России».

Покидаешь Гороховец с намерением подольше сохранить в душе увиденное и с горячим желанием вернуться сюда вновь, ибо пребывание здесь позволило почувствовать красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно ушедший быт.

Поиск свободных отелей в Гороховце
 

* Экскурсии, помеченные звездочками в программе тура или в аннотации, оплачиваются дополнительно.

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • детям до 12 лет на основное место
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день

2 дня | 3 дня | 4 дня | 5 дней | Многодневные

(495) 363 3512