На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Новый Год Рождество Карелия Туры по России Подмосковье Горные лыжи Белоруссия
 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Понедельник, 23 Ноябрь 2020
Туры
2 дня
3 дня
4 дня
5 дней
Многодневные туры
Туры по городам
Туры с детьми
Туры с отдыхом
Туры в усадьбы
История Гороховца
Туризм в России > Города Золотого Кольца > Гороховец > История Гороховца

История Гороховца

Город, раскинувшийся на крутом правом берегу реки Клязьмы. Когда в предзакатные часы из широкой речной поймы, бурно поросшей травами, смотришь на городские строения и видишь их отражения в тихой глади воды, кажется, что видишь сказочную картину. Творения человеческих рук и природа слились здесь в одно нерасторжимое целое, создав подлинную симфонию. Как будто человек и природа сговорились и действовали заодно, создавая красоту на века.

Все церкви белые, все почти без исключения не тронуты с XVII века,— не расшиты, как всюду, окна, сохранили черепичную чешую главы, старые ворота и ограды и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России.

Знакомство с Гороховцом лучше начать с Никольской горы, самой высокой точки города. Здесь, на небольшом плато, на семьдесят метров поднявшемся над уровнем реки, началась его история.

В дославянскую эпоху (I тысячелетие н. э.) эти места были заселены финно-угорским племенем меря. Об этом свидетельствуют раскопки археологов на так называемой Лысой горе, расположенной поблизости.

Мирное освоение края древними славянами шло постепенно из Суздальского ополья вниз по Клязьме. Уже в XI веке земли вокруг Гороховца были заселены славянами.

Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе. Высота его земляных валов, сооруженных в XII веке, достигала пяти метров. В то время город был сильной пограничной крепостью на юго-востоке Владимиро-Суздальского княжества. Но после 1239 года, когда город был сожжен монголо-татарами дотла, жизнь в нем надолго замирает. В XV веке город уже принадлежал нижегородскому, а затем московскому князю и числился центром волости.

В 1539 году на город совершили набег казанские татары. Окрестности были разорены. Когда враги осаждали город, повествует легенда, над горой в лучах заходящего солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили, а место с той поры называется в народе Пужаловой горой. Это возвышенность, отделенная от древнего детинца глубоким оврагом, сейчас склоны ее заросли вишневыми садами, а на самой горе расположился городской парк.

Беспокойной для города была и первая половина XVII века.Из переписной книги Гороховца за 1646 год видно, что город к томувремени разросся. На берегу Клязьмы был поставлен рубленый острог с башнями, рядом воздвигнута соборная церковь Благовещения, «древяна, верх шатром», а на посаде — деревянная церковь Воскресения, а также съезжая изба, двор воеводский, таможня, жилые и хозяйственные постройки, кузница, мыловарня, мельница.

Напротив, «место городовое на горе», где ранее был детинец, постепенно пустело. По указу царя Михаила Федоровича здесь был основан монастырь с деревянной церковью. К 1678 году внутри прежнего города, а теперь монастыря, был возведен целый комплекс деревянным церковных построек, огороженных забором, рубленным «в замок». Дерево было дешевым строительным материалом, и небогатые посадские люди и монастыри охотно использовали его.

Каменные строения в городе появились лишь в последней трети XVII века. После введения в 1667 году в России «Новоторгового устава», открывшего деловым людям широкий простор для деятельности, Гороховецкое купечество, используя выгодное положение города на тракте МоскваНижний Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, быстро богатело. Торговля юфтью, льном, пенькой, полотном, маслом, вином, москательными товарами, кирпичом, приносила огромные барыши. Город быстро рос. Богатые купцы, желая увековечить свое имя и показать мощь своего благосостояния, делали огромные вклады в строительство каменных храмов. Одним из них был Троицкий собор в Никольском монастыре, построенный на средства купца Семена Ершова в 1681 году.

Оспаривают друг у друга право на застройку «красного» места и другие именитые люди города, и каждый старается украсить свое детище как можно искуснее. Приглашаются лучшие мастера. В результате до нашего времени сохранился необычайный по своей цельности архитектурный ансамбль Никольского монастыря, построенный в XVII—XVIII веках.

В панораме его доминирует Троицкий собор (1681—1689). С северо-западной стороны собора стоит шатровая колокольня, построенная в те же годы, что и собор, и составляющая с ним одно целое. Это первая по времени каменная колокольня. На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника (1710—1716). Чтобы впечатление от монастыря осталось более цельным, нужно представить, что в XVIII веке он со всех сторон был огражден стеной. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Несколько таких изразцов с мотивом «вазона» еще сохранились. Яркие зеленые, желтые, синие и коричневые цвета поливы очень оживляют красное поле стены.

На восточной стороне ограды располагались кельи и святые врата с церковью Покрова (1689). Здесь пролегала основная дорога из города в монастырь.

Все основные постройки Никольского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению — Троицкому собору. Это интересный пример центрического построения ансамбля, имеющего огромное градостроительное значение в облике всего города. Контур зданий монастыря, его органическая пространственная связь с природным ландшафтом, свободное соединение с городской застройкой — все это делает его неповторимым памятником древнерусского зодчества.

Осмотрев памятники Никольского монастыря, следует продолжить осмотр другого древнего комплекса архитектурных построек, раскинувшегося внизу на посаде — городского Благовещенского собора с колокольней (1700) и теплой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.).

От Никольского монастыря сюда можно спуститься по крутой, петляющей меж кустов тропинке северо-восточного склона или же по лестнице, ведущей к набережной реки Клязьмы.

Сегодня в церкви экспонируются передвижные выставки Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Они посвящены древнему быту гороховчан и их сегодняшнему дню.

Если пересечь площадь, на которой стоит Благовещенский собор, то окажемся перед Сретенским монастырем. Он основан в 1658 году и первоначально был деревянным. Выйдя из монастыря через западные ворота под колокольней и свернув направо на Советскую улицу, мы через несколько минут окажемся перед понтонным мостом через Клязьму, за которой в пойме реки белеют стены самого древнего в Гороховце - Знаменского монастыря (XVII—XVIII вв.). Он был основан в 1598 году как мужская обитель.

В ходе нашего знакомства с древними памятниками Гороховца напрашивался вопрос: если для «Мира» именитые купцы города возводили величественные храмы, то, наверное, для себя они строили не менее, если не более пышные хоромы? Тут их щедрость не знала границ. Гороховец — один из немногих городов России, где сохранилась гражданская архитектура XVII века. Причем среди семи сохранившихся каменных палат Гороховецкого посада нет двух одинаковых. У каждой из них свой «ранг».

Наиболее яркие страницы деревянной летописи Гороховца созданы топором местных плотников, следы яркого искусства которых можно здесь обнаружить повсюду. В XIX веке в Верхнем Поволжье была развита барельефная (глухая) домовая резьба, исполнявшаяся с помощью долота. В Гороховецком крае самыми искусными ее мастерами были плотники — якуши. Их слава была настолько громкой, что Владимир Иванович Даль включил их в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», где они значатся как «долбежники, плотники рещики для резки у крас на избы и на суда». Дома повсеместно одевались в пышное травное узорочье с фантастическими образами фараонок — берегинь, сиринов, а также львов и различных птиц. Особенно излюбленными были композиции с вазонами и произрастающими из них побегами аканта, а также солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на глади доски.

Естественно, что в Гороховце искусство якушей, как преимущественно сельских плотников, приходилось по душе прежде всего крестьянам и горожанам, проживающим на городских окраинах. Поэтому дома, украшенные подобной резьбой, чаще всего можно встретить в районе улицы Московской (дом Бобровой (ул. Калинина, 8), (ул. Московская, дом 30 и дом 92, дом 94),

Рубеж XIX—XX веков ознаменовался в Гороховце строительством целого ряда крупных жилых зданий, многие из которых несут на себе следы увлечений псевдорусским стилем. Таковы особняки Кучиных, Морозовых, Шугуровых. Оригинальный сплав псевдорусского стиля с модерном выражен в архитектуре особняка Шориных (ул. Московская, 43). Неизвестный зодчий, безусловно, хорошо знал местную строительную традицию и в обилии снабдил дом резьбой, среди которой основное место занимают розетки, столь излюбленные в творчестве народных мастеров.

В 1970 году Гороховец включен в список исторических городов России, имеющих памятники, представляющие большую ценность. Он вошел в систему туристического маршрута «Золотое кольцо России».

Покидаешь Гороховец с намерением подольше сохранить в душе увиденное и с горячим желанием вернуться сюда вновь, ибо пребывание здесь позволило почувствовать красоту родной земли, своеобразие языка древнего зодчества, заглянуть в давно ушедший быт.

Поиск свободных отелей в Гороховце
 

* Экскурсии, помеченные звездочками в программе тура или в аннотации, оплачиваются дополнительно.

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • детям до 12 лет на основное место
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день

2 дня | 3 дня | 4 дня | 5 дней | Многодневные

(495) 363 3512