Шведский танец
Шведский танец представляет танец как народное искусство Швеции, ориентированное на
международную аудиторию и представленное на международных фестивалях и собраниях
исполнительских искусств.
Danscentrum - национальная организация танцоров, хореографов и самодеятельных
коллективов, занимающихся танцем как исполнительским искусством в Швеции. Мероприятия
варьируются от ежедневных тренировок до презентаций актуальных танцевальных
работ для более широкой аудитории на городских площадях.
Цель этих учебных занятий состоит в том, чтобы как можно более непосредственно
передать искусство и дух традиционных танцев, которые практиковались шведским
народом на протяжении многих поколений. Каждый приобретённый навык – от простого
шага-прыжка в двухметровом ритме шоттиша до относительно сложного плавного разворота
в трёхметровом польском ритме - предназначен для дальнейшего совершенствования
приобретённых навыков, пока реакция танцора на различные шведские ритмы не станет
«второй натурой».
Представленные танцы - это те, которые на самом деле танцевал шведский народ,
в основном, в 19 веке, некоторые из танцев относятся к 18 веку, но многие из
них уходят корнями в ещё более раннюю эпоху. В отличие от формализованных и
часто надуманных шведских «народных танцев», они не ориентированы
на исполнение. Однако это не означает, что их нельзя красиво показать аудитории
в качестве примера традиционной скандинавской танцевальной культуры прошлых
лет.
Для американских фолк-танцоров, ещё не знакомых со скандинавскими танцами,
было бы неплохо указать на несколько характерных черт идиомы скандинавского
танца. Хотя в двух представленных «длинных танцах» можно найти остатки
древних сезонных обрядов, а влияние песенных игр все ещё очевидны на Севере
страны, можно с уверенностью сказать, что практически все скандинавские танцы
носят развлекательный, а не осознанный церемониальный характер. И в отличие
от народных танцев многих других культур, почти все они являются учебными; в
равной степени это относится и к парным танцам. Вероятно, единственной наиболее
характерной чертой традиционных скандинавских танцев является преобладание вращения
пар.
Кроме того, это вращение обычно происходит относительно быстро, что приводит
в действие определенные физические факторы, отсутствующие в медленных танцах:
импульс, противовес, крутящий момент и так далее. Внимание больше сосредоточено
не на двух независимых личностях, а на одной паре. Но, как и танго, один из
партнёров должен «запустить вращение колеса» и «управлять»,
и это мужская работа. Таким образом, в шведском танце необходимо подчеркнуть
доминирующую мужскую роль.
Из-за ограничений по времени и пространству здесь рассматриваются только четыре
из нескольких законных ритмов в «народном стиле», которые, по сути,
ставят под угрозу национальное танцевальное наследие Швеции. Но они должны служить
для того, чтобы танцор мог теоретически понять и на практике насладиться забавой
парного вращения, которое является сутью типичного шведского традиционного танца.
При работе со «старинными танцами» были выбраны общие, а не специфические
формы, поскольку большинство танцевальных па и фигур были распространены на
большей части территории Швеции в то или иное время. Что касается «региональных
этнических танцев», то была предпринята попытка передать дух местной идиомы,
вместо того чтобы зацикливаться на мельчайших различиях между различными версиями
и интерпретациями. Инструктор надеется, что в конце серии занятий ученикам будет
предложено воскликнуть: «Я научился танцевать в шведском стиле!»,
а не «Я выучил энное количество шведских танцев».
Ликка тилл!
|