Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Эльблонгский канал

Варминьско-Мазурское воеводство > Эльблонгский канал

Эльблонгский канал

Сельские виды Варминьско-Мазурского воеводства лучше всего оценивать с палубы какого-либо водного транспортного средства. И таких возможностей в краю тысячи озер, как называют его поляки, не меньше, чем самих Мазурских озер. Одна из них — прогулка на кораблике по Эльблонгскому каналу, отметившему в этом году свое 150-летие.

В немецком Оберлэнде (эта территория раньше принадлежала немцам), где проживало много знатных дворян, до наших дней сохранились старинные усадьбы и разбитые вокруг них парки. Основная сфера деятельности в здешних краях — сельское хозяйство — требовала дополнительных торговых путей для транспортировки продукции в приморские города. Именно богатые семьи стали инициаторами постройки Эльблонгского канала, проект которого разработал в 1825 году прусский инженер Якоб Георг Стеенке.

Развернув карту местности, Стеенке увидел, что несколько западных Мазурских озер вытянулись в цепочку, соединить водоемы каналом, казалось, не составляет труда. На практике возникла проблема. Чтобы преодолеть разницу высот в 100 метров на относительно небольшом (примерно десять километров) отрезке водного пути, требовалось построить около 20 шлюзов. Подъем судов с их помощью занимал бы много времени и требовал большого расхода воды — в итоге канал никогда бы себя не окупил.

Техническое решение нашли не сразу. Стеенке разбил трудную зону на чередующиеся участки двух типов: часть из них суда преодолевали по воде, часть — по наклонной поверхности суши. Взгромоздив кораблики на специальные платформы, их перемещали по рельсам с помощью водяного колеса.

Сегодня все происходит точно так же, как и 150 лет назад. Дежурный при появлении судна дает сигнал машинисту, тот открывает заслонки, и вода с силой падает на колесо, приводя в движение барабан с канатом. Один его конец разматывается, другой, соответственно, накручивается на цилиндр. С обеих сторон к тросу присоединены платформы, которые одновременно начинают движение по скату: одна — вверх, другая — вниз. Просто, дешево да еще и зрелищно.

В конце XIX века через земли Оберлэнда проложили железную дорогу, и грузоперевозки по Эльблонгскому каналу прекратились. Пришлось искать новые источники дохода. Первая туристическая фирма, которая занялась организацией круизов по каналу, заработала в 1912 году в Оструде. Вторая мировая война на время приостановила водное движение, однако уже в 1947 году судоходство было возобновлено и с тех пор не прерывалось.

Круиз по каналу, протянувшемуся на 82 километра от Эльблонга до Оструды, занимает около десяти часов. На пути следования — несколько шлюзов, не представляющих особого интереса для опытного путешественника.

А вот описанный десятикилометровый участок со 100-метровым перепадом — та самая невидаль, посмотреть на которую мечтает любой турист. На каждом из пяти подъемников: Бучинце, Конты, Олеснице, Елене и Цалунах — можно сесть на корабль, лодку или каяк и отправиться в путешествие.

В Бучинце находится музей, посвященный Эльблонгскому каналу. Экспозиция знакомит с его устройством, предлагает осмотреть составляющие части механизма, демонстрирует фотографии. Особенно интересны снимки, сделанные во время очистки канала.

Раз в пять лет из него откачивают воду и наводят внешний лоск.

Канал вообще производит впечатление детского аттракциона, чему виной яркая раскраска механизмов. Или это предубеждение российского человека, что подобного рода объекты должны быть серьезного серого цвета, а никак не легкомысленного голубого, красного или желтого?

Неспешная водная прогулка непременно доставляет удовольствие любителям сельских пасторалей. С верхней палубы судна открываются безмятежные виды на поля со скирдами сена и пасущимися пятнистыми голландками — так называют распространенных в этих краях черно-белых буренок, завезенных из Голландии. На горизонте из зеленых зарослей выступают черепичные крыши низких домов.

Кстати, канал разветвляется на несколько отводных путей, и если есть желание освоить польскую глубинку, можно из Миломлына поплыть в Илаву или Залево, а из Оструды — в Старые Яблонки. Но вот уж какой город точно не стоит обходить вниманием, так это Эльблонг.