Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Наивное искусство
Хорватия > Наивное искусство

Наивное искусство

Нужно отметить, что традиция «наивного искусства» на сегодняшний день существует и в Сербии и в Словении, но именно Хорватии принадлежит первенство в оригинальной технике масла на стекле, благодаря которой работы хорватских «наивцев» выделяет особая чарующая светлость. В 2010 году в Загребской галерее «Мирко Вириус» Союза художников-примитивистов, состоялась ретроспективная выставка самых значительных работ из коллекции Словенского Музея наивного искусства (г.Трэбне). Эффект был ошеломляющим - несмотря на некоторые хорошо известные в Хорватии имена первой и второй волны наивных художников Югославии, зрители увидели совершенно другое наивное искусство. Та же история повторяется и с работами Сербского наивного искусства - для русского зрителя они, вероятно, ближе всего по стилю к Пиросмани (Н. Пиросманашвили), да и стекло здесь встречается всё реже.

Но не будем забегать вперёд и попытаемся несколько приоткрыть дверь в феномен Хорватского наивного искусства.

У истоков этого направления стоял живописец Крсто Хегедушич (Krsto Hegedusic) (1901-1971), основавший в 1929 году сообщество художников под названием “Zemlja” (Земля), которая была запрещена Сербской полицией в 1935 году.Техника эта сама по себе не являлась открытием, т.к. уже в XVII веке в Польше и на Украине самобытные художники писали иконы на стекле, зачастую не придерживаясь канонов иконографии, а в некоторых хорватских домах можно было увидеть «святые картины» или «малераи» с изображением святых, привезённые из Австрии. Важно помнить, что в Подравине 30-х годов, стекло встречалось намного чаще, чем бумага и, тем более, препарированный холст. О разнице в цене не приходилось даже говорить. Так, в силу практических и финансовых условий, родилась уникальная в хорватском наивном искусстве техника - масло на стекле. Причём, последовательность написания картины в такой технике совершенно противоположна технике масла на холсте, т.к. вначале выписываются самые мелкие детали картины, а наиболее крупные (напр. небосвод) «накладываются» в конце работы над картиной. К тому же, художник постоянно должен помнить о эффекте зеркала, который наглядно демонстрируется на примере правой и левой руки, - самой характерной ошибке в работах начинающих художников. Требовательность этой техники за кажущейся упрощённостью изображения особенно поражает новичка на мастер-классах художников-примитивистов. Многие наивные художники считаются академическими коллегами мастерами графики (например Иван Лацкович, Перо Топляк, Владо Трумбеташ, Желько Сэлэш и др.)

В 1931 году художники и их работы, благодаря личной храбрости и дальновидности Хегедушича, приняли участие в III выставке «Земли» в Загребе, где совершенно неожиданно к ним проявили огромный интерес и зрители, и критики. В то время это был настоящий взрыв - крестьянские художники-самоучки выставили свои работы в одном ряду с академически образованными профессиональными художниками в здании Загребского павильона Искусств (по сей день одна из ведущих признанных галерей Загреба и Хорватии в целом). Этот момент и считается началом хорватского наивного искусства.

Очень важно отметить, что Хорватское наивное искусство как, впрочем, и сама Хорватия намного шире от Хлебинской школы. Никоим образом нельзя забывать о существовании других направлений хорватской наивной школы, таких как Ядранский круг (Vukic Ante, Тадич, уже академический художник Ивица Пропадало, и др.) старейший член Союза художников Хорватии, о Загребских художниках Камило Вуйчиче, Томо Крале, художнике и музыканте Мирославе Пинтаре, представителе урбанистического наивного искусства Udiljak Branimir и совершенно особенном творчестве М. Конавлянина. Наивное искусство Хорватии невозможно рассматривать без таких замечательных скульпторов как Булич Иван (Bulic Ivan Ico, живёт на лантерне), Звонимир Дангубич (Dangubic Zvonimir, автор столба с петухом перед галереей Ивана Веченая в селе Гола), Зденко Гргеляц (Grgeljac Zdenko, из городка на четырёх реках - Карловца), Младен Кефеля (Kefelja Mladen), Мато Михиница (Mihinica Mato - сакральная скульптура), Злата Шокец (Sokec Zlata, работает в технике раку), Мато Тиардович (Tijardovic Mato, организатор детской школы скульптуры в Истрии), Изидор Попияч Беднянский (Izidor Popijac Bednjanski - Ziga ателье скульптора в предместье Кумровца, кроме керамики известен по невероятным курительным трубкамскульптурам из многолетней древесины, выловленной из реки Бедны) и др.

Невероятно как в зависимости от места рождения и жизни художников меняется колорит и характер их работ. Заранее прошу прощения у читателя и особенно у художников-примитивистов, но рассказывать о наивном искусстве невозможно без иллюстрации рассказа некоторыми работами, говорящими за себя в сто раз больше самых витиеватых предложений. На сегодняшний день создано огромное множество произведений, из которых очень трудно выделить несколько для нашей статьи и тем самым показать читателю, хотя бы приблизительно, всю гамму стилей и тем. Исходя из возможностей одного печатного издания, ограничимся несколькими фотографиями к статье, заранее принося извинения читателю. Для более полного представления вам всё-таки нужно посетить Музей наивного искусства.