Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Хорватская литература
Хорватия > Хорватская литература

Хорватская литература

Прогуливаясь возле пляжа Сипар в Мошеничкой бухте, дорогой читатель, по галькам, ты наверно остановишься на одном месте. Причина этому будет плита, стоящая у самой тропинки, со стихами приморского поэта Рикарда Каталинича Еретова (1869—1954).

«Вы не знаете / мой белый Сипар и мой пляж / где я как ребенок мал / летел за снами / ловил бабочки / искал раковины по берегу / удивлялся ветру и волне / и морю — / И дожидался Учкы горы / чтоб увидеть фей и эльфов / которые на крылатых конях / ловят солнечные лучи. / Вы не знаете Сипар и пляж / мое царство маленькое / где мне стариком нельзя».

Любил этот пляж барба Рике, настолько любил, что тяжело даже представить себе, что туда не ходил, и когда годы окрасили его волосы серебром. Родился он в кварнерском местечке Волоско, и уже с первой гальки, взятой в детскую руку, он знал, что берет что-то больше обыкновенного камешка. Не только он так себя чувствовал.

Многие поэты выразили на бумаге любовь к своему приморью, и то разновидностью хорватского языка, на которой здесь традиционно говорят — на чакавском диалекте. Самый известный чакавский поэт — Драго Жэрве (1904—1957) из Опатии, который писал и рассказы и драмы. Его Чакавские стихи постоянно вновь печатались, каждый раз с все большим тиражом. Что же на страницах этого сборника, что он инспирировал целые генерации чакавских поэтов? Может быть все объяснено в стихотворении Моя Земля, или же в стихотворениях Три бабуш­ки, Старый юноша и Пипа. Приморский пейзаж, его мир, его обыкновенные люди, городки, места, описаны здесь особенно чувствительно. Мир, немного романтизирован, но эмоциональный, «теплый».

Жэрве писал популярные стихи, а Эуген Кумичич (1850—1904) из Брсеча — популярные романы. Из пера этого драматурга, теоретика и политика, вышли многие романтические произведения. Иногда в повестях все происходило в приморских краях, как в романах Удивленные гости свадьбы, Теодора, Сирота и Приморские жители. В других же романах Кумичич описывает центральные события национальной истории, в Заговоре зринскифранкопанском и в Королевной Лепе. Неважно был ли роман приморской или исторической темы, читатель в своих руках всегда имел сентиментальную прозу, с романтическим мировоззрением, но и ясными моральными поручениями. Несмотря на национальную популярность, Кумичич навсегда остался в тесных узах со своим родным городком. Подписывал он свою прозу псевдонимом Енио Сисолски, назвавшись так по Сисолу, холму возле Брсеча.

И Иван Мажуранич (1814—1890), из Нови-Винодолски, был писателем, любя­щим посещать прошедшее. Из настоящей писательской династии — писали и Антун, Матия, Фран, Владимир — Иван стал самым знаменитым именем хорватской литературной среды первой половины 19 века. Политик, он стал хорватским баном, вице-королем. Особенно известно его блестящее дополнение Османа, эпоса хорватского барочного писателя Ивана Гундулича, часть которого потерялась в глубинах истории; не превзойден его собственный эпос Смерть Смаилааги Ченчича. Этот шедевр хорватской литературы говорит об историческом персонаже и историческими событиями — о борьбе против турецкого деспота Смаилаги. Мажуранич в эпосе восхваляет национальное освобождение, а также и поражение зла вообще.

Ни прошлое, ни великие идеи не были интересны Янку Поличу Камову (1886—1910), из Риеки. Вечный циник, который всегда оспаривал все общественные нормы, то есть, гражданское лицемерие, он громко взял на себя роль бунтовщика с причиной. Уничтожая традиционные литературные модели, эстетика некрасивого изгнала из его произ­ведений склад и красоту, что особенно видно в сборниках стихотворений Исщипанная бумага и Брань. Этот поэт, драматург и прозаик считается первым настоящим авангардистом хорватской литературы. Проклят, писатель трагич­ной судьбы (умер в 24 году в больнице в Барселоне), Камов постепенно стал легендой.

Легендой стал и Иван Горан Ковачич, из местечка Луковдол в Горском котаре. К сожалению, из-за совсем других причин. В своей прозе, писанной непосредственно до Второй мировой войны, он описывал местных крестьян, лесорубов и лесников. В течение войны, он написал поэму Яма, самое большое литературное произведение, созданное во время антифашистской борьбы, одно из важнейших произведений вообще. Его Яма — монолог безымянной жертвы фашистских убийц, монолог невероятной драматичности. Сам Ковачич, во время войны, борясь в рядах хорватских антифашистских борцов, познал судьбу жертв, о которых писал. Он погиб то рук сербских фашистов (четников). В Горановом случае, самым трагичным способом столкнулись жизнь и литература.

Современный хорватский писатель рассказов, очерков и романов, Неделько Фабрио (родился в 1937 году), по-своему занимался человеческой судьбой в вихре истории. Исторический роман Упражняя жизнь, а большей частью и роман Береникины волосы, является сагой о Риеке, о городе на рубеже культур (славянской, романской, германской). Прозаическая фикция Фабрио возникает на основе аутентичных событий. В темные события, которые сопровождают целые поколения персонажей Фабрио, в конце все-таки пробивается свет, хотя его легко потушить. Залогом будущего становится — любовь.