Музеи
Абакана > Хакасский
национальный краеведческий музей >Каменные стелы
Каменные стелы
Но многое, особенно это касается символов и фантастических персонажей каменных стел, изначально вызывает трудности в понимании смысла и значения. Познание этих изображений требует более сложных умозаключений, связанных с ассоциациями, метафорами и творческим подходом. При том у разных исследователей их осмысление может привести к различным результатам. Например, наиболее распространенные символы, обычно называемые солярными знаками, могут трактоваться по-разному. Некоторые считают, что они изображают солнце или небесные светила, другие - эзотерические чакры или символ, обозначающий некий космический закон, связывающий в единое целое все части Мира и природные явления. Или, например, вопрос об интерпретации личины знаменитой Онхаковской стелы и подобных ей. Многие ученые уверены, что подобные изображения показывают солнцеликое божество. В то же время Э.Б. Вадецкая считает отходящими линиями от лица показаны не солнечные лучи, а волосы женщины.
Следовательно, в вопросе понимания искусства окуневских изваяний и каменных
стел разброс мнений довольно широкий. Например, Сергей Владимирович Киселев
в свое время считал, что основная часть изображенных на каменных стелах личин
олицетворяет космического быка — предка, являвшегося при том символом
солнца. Михаил Петрович Грязнов, наоборот, в них видел не мужчин, а женщин —
прародительниц, имевших как человеческие, так и животные черты. А. Н. Липский
полагал, что изображения на каменных изваяниях и стелах - это лики разных божеств
и духов. Он выделял среди них такие божества, как божество-солнце (Онхаковская
стела), хозяев местности, женские божества, являющиеся хранительницами детских
душ и идолы, покровительствующие роду. Впоследствии появилась точка зрения,
высказанная Э.Б. Вадецкой, что основная масса изваяний с личинами олицетворяет
собой женских предков и, возможно, ушедших в иной мир шаманок облаченных, в
ритуальный наряд.
Все линии на личине и «третий глаз» — то ритуальная раскраска или маска.
Рога, уши, а также другие отростки, уходящие вверх от личины, показывают головной
убор служительницы культа. Некоторые из этих шапок вверху заканчиваются маской
человека или барана.
|