Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Wednesday, 16 October 2024
Туры на Северный Кавказ
Туры на Кавказ

Республики
Адыгея
Дагестан
Ингушетия
Кабардино-Балкария
Краснодарский край
Северная Осетия
Чечня
Южный Кавказ
Азербайджан
Армения
Грузия
Курорты
Анапа
Геленджик
Домбай
Ессентуки
Железноводск
Кисловодск
Красная Поляна
Приэльбрусье
Пятигорск
Сочи
Туапсе
Столицы
Грозный
Нальчик
Тинди

Кавказские народы > Народы Дагестана > Тинди

Тинди

У этого народа нет самоназвания. Их происхождение определяется местом проживания. Название, используемое в международном обиходе, происходит от названия одного из их крупных поселений - Идари, которое аварцы называют "тинди". В русской литературе тинди также называют "тиндалами".

Язык тинди относится к андийской подгруппе северо-западной группы дагестанских языков (аваро-андо-дидо). Тинди называют свой язык идараб мицци - "язык деревни Идар". Он тесно связан с языками чамалал и багулал. Можно выделить два диалекта - тинди и ангида-акнада. Письменности нет, вместо неё используется аварский. Язык тинди изучен слабо. Во второй половине XIX века некоторые исследования были проведены Р. Эркертом и А. Дирром, а в советский период - Т. Гудавой.

Тинди - малочисленный народ, проживающий в горных районах северо-западной части южного Дагестана. Они населяют пять деревень в среднем течении реки Анди-Койсу и в прилегающих горах: Тинди (местное название Идари или Иди), Ангида, Акнада, Эчеда и Тисси. Центральное село народа тинди известно по всему югу России - его можно увидеть на открытках. Из его многоуровневых домов и извилистых деревенских улочек открывается живописный вид на окружающие заснеженные горы. На родном языке тинди говорят в 14 деревнях этого горного региона Дагестана. Местный климат отличается высоким уровнем осадков; в этом регионе выпадает больше всего осадков во всём Дагестане. Соседями тинди являются народы андо-дидо: на севере - багулалы, на северо-востоке - ахвахи, на востоке - авары, на юге и западе - хварши и на северо-западе - чамалалы.

Как и о других народах региона Анди, данные скудны. Перепись 1926 года была единственной, которая зарегистрировала тинди как отдельную нацию. В более поздних переписях они были причислены к аварам. Вероятно, данные о численности тинди не отражают истинную ситуацию, поскольку не содержат информации о носителях языка, миграции и т.д.

Антропологически тинди принадлежат к европеоидному типу балкано-кавказской расы с некоторыми особенностями, характерными для каспийского типа (относительно тёмная пигментация и небольшой размер черепа).

Религия

Тинди - мусульмане (сунниты). Ислам начал распространяться на территории современного южного Дагестана после арабских завоеваний в 8 веке. Тинди также имели контакты с христианством. В период между IX и XIII веками в Западной Аварии происходило своеобразное явление - одновременное проникновение обеих религий. Ислам наступал с юга, а христианство, активно поддерживаемое Грузией, - с запада. Решающим фактором в пользу ислама стал поход Тамерлана 14 века, и впоследствии ислам стал единственной религией в Аварии.

На протяжении многих веков тинди исповедовали ислам суннитского толка в сочетании с древним поклонением природе, солнцу, луне и другим сотворённым существам. До сих пор единственной духовной надеждой для тинди были попытки соблюдать мусульманские законы или умиротворять анимистических духов.

Распространение христианства среди тинди отмечено христианским надгробием 9-го века в деревне Тинди и грузинскими именами, которые до сих пор носят тинди. По своей интеллектуальной и материальной культуре тинди напоминают аварцев. Заметны некоторые местные особенности (например, манера носить определенную одежду).

История

История тинди также в значительной степени идентична истории аварцев. Точный этногенез тинди вызвал некоторые споры.

Теория о том, что тинди произошли от протоаварских племён, получила широкое распространение. Длительная естественная изоляция считалась основной причиной любых языковых различий. Однако у народов андо-дидо сложилась прекрасно функционирующая экономическая система. Тинди были изолированы от внешнего мира, а не от среды андо-дидо. Сегодня все большее распространение получают теории, которые рассматривают эндогамное общественное устройство или полиструктурную политическую систему как основную причину этого явления.

Классические авторы знали об Аварии как о независимом регионе Серир. Примерно в IV или V веках здесь поселились протоаварские племена. С 8-го века Авария находилась в сфере интересов иностранных держав (арабы в 8-9-м веках, монголо-татары в 13-14-м, Персия и Турция в 15-18-м и, начиная с 19-го века, Россия). Среди этой череды завоеваний и интервенций в XVI-XVII веках тинди выделились в отдельную политическую единицу - "свободное сообщество", номинально зависимое от Аварского каганата. В 1806 году Дагестан был включён в состав России. Центральная администрация, однако, не укрепляла свою власть до 1870-х годов.

В 1944 году коммунисты переселили часть тинди в Чечню, и это негативно повлияло на их культуру.

Экономика

Экономика тинди зависела от окружающей среды, а окружающая среда наилучшим образом подходила для развития сезонного животноводства. Здесь разводили овец и коз, а крупный рогатый скот использовался в качестве тягловых животных и для пахоты. Для того чтобы летом выпасать скот на высокогорных лугах, необходимо было строить небольшие высокогорные деревни. Эти крошечные деревни существовали исключительно благодаря скотоводству, и в административном и политическом отношении они не имели никакого значения; они были придатками основной деревни и ее общины. Используя орошаемые террасные поля, фермеры достигли неплохих результатов, если не самообеспечения. Тинди выращивают пшеницу, овощи и изготавливают изделия из кожи, дерева и шерсти. Они были вынуждены восполнять дефицит продуктов за счёт бартерной торговли с аварскими деревнями на равнине. С наступлением зимы рабочая нагрузка мужчин значительно сократилась, и многие воспользовались возможностью отправиться в другие места в поисках работы.

Значительный прогресс в экономике и повышении уровня жизни был достигнут в последней четверти XIX века, когда Дагестан был включён в состав России и начали развиваться торгово-денежные отношения.

Социальная жизнь

Решения в аулах принимаются священником или муллой вместе со старейшинами. Они собираются вместе каждую пятницу в мечети, чтобы обсудить общественные дела, а суд основан на шариате.

Мужья являются главой семьи, а жёны пользуются уважением как матери. Деревни Тинди хорошо известны в Дагестане благодаря религиозному и светскому образованию. Некоторые известные в мусульманском мире учёные и богословы были выходцами из тинди.

Наиболее сильное влияние на жизнь тинди оказал советский режим, который был установлен в Дагестане в 1920 году. К тому времени общество тинди перешло границы примитивной клановой системы. Идеология нового режима была для тинди в высшей степени непонятна. Для достижения своих целей центральная администрация развернула кампанию, направленную на два направления: коллективизацию в сочетании с культурной революцией.

Культурная революция, начавшаяся в конце 1920-х годов с ликвидации неграмотности и упорядочения системы образования, оказала большее влияние на мировоззрение тинди. В течение первых пяти лет обучения в школе использовался аварский язык, позже - русский. Школьное обучение проходило в рамках советской идеологии, которая подавляла свободомыслие, принижала старые обычаи и верования и в целом была антиисламской.

Результаты этой политики стали полностью очевидны только недавно. Одной из характерных черт является антагонизм между старшим и младшим поколениями.

Из года в год растёт одобрение молодыми поколениями новых советских традиций, а традиционные праздники и обычаи (например, свадьбы) теряют своё значение. Молодые люди с относительно более высоким уровнем образования более восприимчивы к инновациям.

Ещё более серьёзные изменения произошли в материальной культуре тинди, где повсюду преобладали атрибуты европейской городской культуры (одежда, мебель, здания, продукты питания и т.д.).

Основой национальной идентичности тинди является язык, но в настоящее время он используется только внутри страны, да и то в меньшей степени.

Изменения в народных традициях тинди неизбежно ослабляют языковые связи и их использование. Учитывая двуязычие тинди и потерю территориальной изоляции, тинди находятся под угрозой ассимиляции аварами. Не меньшую угрозу национальной идентичности тинди представляет продолжающаяся миграция на равнины, где они оказываются либо в аварском, либо в русском окружении.

 
Чат с менеджером
Туры на Северный Кавказ Туры в Адыгею Поиск дешевых авиабилетов
Туры на Кавказ Туры в Адыгею Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram