Кавказские народы
> Народы Дагестана
> Табасаранцы
Табасаранцы В предгорьях северо-восточного Дагестана в горах между реками Дарваг, Рубас,
Чирах-Чай и Карчаг-Су живёт народ, самоназвание которого "табасаранцы"
(таб - "вершина", серан - "район").
Табасаранский язык относится к юго-восточной группе дагестанских языков -
лезгино-самурских. В административном отношении табасаранцы не проживают на
какой-то одной определенной территории, а расселены по Табасаранскому с центром
в Хучни и Хивскому районам Дагестана. В первом из них насчитывается 98 табасаранских
поселений, во втором - 25. В то время как население Табасаранского района этнически
однородно, половину населения составляют лезгины. После лезгин табасаранцы являются
вторым по численности народом среди носителей лезгинско-самурского языка. Они,
как и все другие лезгинские народы, принадлежат к каспийскому типу балкано-кавказской
расы. Характерными отличиями являются тёмная пигментация, худощавое лицо и резкие
черты.
Табасаранцы - мусульмане (сунниты). Исламская вера была принята в 8-9 веках
после арабских завоеваний. Ранее среди табасаранцев были широко распространены
язычество и иудаизм. Многие языческие традиции, адаптированные к исламу, сохранились
до наших дней (празднование сева и вспашки, поклонение старым деревьям и т.д.)
Табасаранцы, как и другие народы лезгино-самурской языковой группы, считаются
коренными жителями Кавказа. На их развитие и этногенез оказали влияние несколько
волн миграции, а также вторжение арабов и турок. Табасаранцы - первый народ
(наряду с лезгинами), упоминаемый в исторических источниках. Первые сведения
о них восходят к первым христианам. Согласно армянскому историку Эгисги (5 век),
окрестности Дербента населяли 11 народов, среди которых есть и "таваспаре".
Табасаранцы также упоминаются в списке кавказских народов на страницах "Географии
Армении" (VII век).
В VII веке возникло Табасаранское государственное образование, которое в XII
веке превратилось в государство майсум (майсум: "правитель" или "наместник"),
а между XIII и XV веками, как предполагается, вошло в состав Дербентского ханства.
На протяжении веков табасаранцы давали отпор многим иностранным захватчикам:
арабским халифам, монголо-татарам и турецким султанам.
В XVIII и XIX веках Табасаранский регион был подчинён двум феодальным владениям:
южный (или верхний Табасаран) находился под властью майсума, а северный (или
нижний Табасаран) - гади. В 18 веке в верхнем Табасаране проживало 7000 человек,
а в нижнем - 10000.
Низшее дворянство (беки) получило свои владения от майсумов (или гади) и пользовалось
неограниченной властью. В качестве альтернативной административной единицы высоко
в горах существовали свободные общины. В этих случаях власть осуществлялась
деревенским старейшиной при поддержке деревенского собрания. Здесь всё ещё сохранялись
следы родовой системы.
Объединение с Россией в 1806 году привело к небольшим административным изменениям.
Беки сохранили свою власть и привилегии. В 1860 году территории обеих феодальных
единиц были объединены в Кайтаг-Табасаранский округ, возглавляемый наибом и
управляемый царской администрацией. Были сформированы местные сельские администрации.
Экономика
Экономика Табасарана во многом зависит от окружающей среды. Жители предгорий
всегда занимались земледелием и садоводством, в то время как основным занятием
горных жителей было разведение скота. Пшеница, ячмень, рожь, соя, горох и кукуруза
были наиболее распространёнными полевыми культурами. Более благоприятные климатические
условия Нижнего Табасарана способствовали выращиванию технических культур и
садоводству (хлопок, табак, виноград и орехи). Во второй половине XIX века распространилось
выращивание фруктов и овощей.
Орудия для обработки земли были довольно примитивными; использовались деревянные
плуги с металлическими лемехами, а также серпы и косы. Однако ремёсла были довольно
развиты; табасаранская резьба по дереву и камню высоко ценилась, а табасаранские
ковры были известны во всем мире.
Социальная жизнь
В конце 19-го века, с развитием капитализма на Кавказе, в табасаранском общественном
строе произошли некоторые изменения. Патриархальный клан (тухум) начал распадаться,
и стали преобладать семейные структуры. В 20-м веке этот процесс усилился. Социальные
и семейные отношения регулировались адатом (обычным правом) и шариатом (исламским
правом). Преобладала эндогамия, а браки между двоюродными братьями и сёстрами
- левират и сорорат - были обычным явлением. Предпочтительным возрастом для
вступления в брак среди мальчиков было 16 лет, а среди девочек - 14 или 15 лет.
Свадьбы все ещё были связаны со многими древними обычаями, такими как похищение
невесты и выкуп. Официальная церемония бракосочетания, как и развод, проводилась
в соответствии с исламскими законами.
В СССР и России
В 1920 году была образована Дагестанская АССР, в состав которой вошли табасаранцы.
В период укрепления советского режима в табасаранской экономике были достигнуты
значительные успехи: увеличилась площадь обрабатываемых земель, были выведены
новые культуры и началось массовое внедрение новой техники. Коллективизация,
завершившаяся в Дагестане к 1940 году, была регрессом. Экономическое планирование
и развитие перешли от частных предпринимателей к государству, которое инициировало
амбициозные программы, практически не учитывая местные условия или потребности.
В 1950-х и 1960-х годах государство запустило программу по увеличению производства
вина. Целые деревни были переселены с гор на равнины, чтобы обеспечить необходимую
рабочую силу. Индустриализация крупных населённых пунктов привела к проблеме
безработицы. Деревни, в том числе и табасаранские, опустели. В 1926 году в городах
проживало 0,1 % всех табасаранцев, в 1959 году - 8,8 %, а в 1970 году - 16,2
%. Урбанизация, однако, представляет потенциальный риск для табасаранцев как
народа. В Дагестанской АССР город - это культурное объединение, связанное русским
языком. Через три-четыре поколения горожане отдаляются от своих корней и теряют
связь со своим народом, хотя они по-прежнему могут считать себя табасаранцами.
Однако большинство табасаранцев по-прежнему живут в своём древнем регионе,
где людей объединяет общая экономика и язык. Тем не менее, сельская жизнь Табасарана
не лишена проблем. Развитие сельского хозяйства и садоводства, а также советская
идеология привели к многочисленным изменениям в быту и менталитете. Увеличение
урожайности привело к диверсификации и расширению продовольственных запасов,
повышению уровня жизни, что способствовало использованию промышленных товаров
в домашних хозяйствах.
В 1932 году на основе латинского алфавита была создана табасаранская письменность.
В 1938 году латиница была заменена кириллицей. Создание письменности позволило
табасаранцам продвигать местное образование и культуру, особенно литературу.
В Хиве и Хучни были открыты школы, а филиал средней школы в Тините был передан
в ведение табасаранской школы. Первые два года обучение велось на табасаранском
языке. Остальное время преподавание велось на русском языке, но табасаранский
язык был доступен в качестве факультативного предмета. Была основана газета
на табасаранском языке, и появилось несколько известных табасаранских писателей
(М. Шахалов, А. Джафаров).
В 1960 году в Хиве была основана табасаранская театральная труппа. На первый
взгляд, все эти мероприятия казались позитивными, но на первый взгляд не все
из них были бесспорно полезными. Хотя школа давала людям образование, она также
активно пропагандировала советскую идеологию и стремилась ограничить национальное
самосознание. Газета, хотя и выходила на табасаранском языке, была в значительной
степени инструментом режима, главной целью которого была ассимиляция табасаранцев
в единый дагестанский народ.
К счастью, некоторые элементы табасаранского общества сохранились, сохранив
чувство национальной идентичности и культуры. Ислам был насильственно отменен,
и многие исламские обычаи были заменены советскими, однако некоторые оригинальные
традиции и обычаи были сохранены (в основном те, которые связаны со свадьбами
и похоронами). Пожилые люди являются оплотом традиций. Старшее поколение также
оказывает большое влияние на воспитание детей, и этот фактор может оказаться
жизненно важным для передачи традиций и мудрости будущим поколениям.
Русский язык, возможно, и заменил лезгинский и азербайджанский в качестве лингва
франка, но табасаранцы - почти полностью двуязычный народ, 96,4 % из которых свободно
владеют своим родным языком. Именно это, наряду с неуклонно растущим уровнем рождаемости,
может даже свидетельствовать о выживании этих людей как отдельной этнической общности.
|