Туризм в России    
 
Европа
Италия
Латвия
Норвегия
Средние века
Финляндия
Швеция
Европейские города
Барселона
Генуя
Копенгаген
Неаполь
Прага
Рига
Стокгольм
Хельсинки
Острова Европы
Искья
Сардиния
Сицилия
Шпицберген

Тибетская медицина

Тибет > Тибетская медицина

Тибетская медицина

Тибетская медицина, этот удивительный феномен многогранной тибетской культуры, относится к древним восточным медицинским системам. Она возникла более двух с половиной тысяч лет тому назад и укоренилась в разных уголках мощной тибетской империи. В течение многих столетий она развивалась как традиционная медицина и получила огромное признание среди различных слоев населения тибетского государства.

В VII в. нашей эры Сронцзангамбо (годы правления 619-650), глава Ярлунгских племен создал первое тибетское централизованное государство, получил статус короля и перенес столицу из Ярлунгской долины в Лхасу (букв.: «Страна небожителей»). Он начал строительство величественного дворца Потала, получившего свое название от холма в Древней Индии, где по традиции обитает Бодхисаттва Авалокитешвара, Бодхисаттва Сострадания. Сронцзангамбо выступил инициатором создания тибетской письменности, она была изобретена тибетским ученым, министром централизованного тибетского государства Тхонми Самбхота. Король пригласил врачей из Индии, Китая, Непала, Греции, Византии, Персии и других стран, которые приложили немало энергичных усилий для распространения медицинских традиций своих стран в Тибете.

Женитьба короля Сронцзангамбо на непальской и китайской принцессах, которые были ярыми поклонницами буддизма, способствовала зарождению первых элементов буддизма в Тибете, что явилось мощным толчком для успешного внедрения средневековых буддийских знаний, включая медицину. На развитие тибетской медицины развивалась определенное влияние оказали древнеиндийская (аюрведическая) и китайская медицинские системы. Она во все времена становления тибетского государства получала огромную поддержку со стороны правящих кругов.

В 789 г при короле Тисрондэвцзане (годы правления 755- 797) буддизм был утвержден в качестве государственной религии, что явилось новым импульсом для распространения и развития медицинских знаний. Король пригласил врачей из Индии, Китая, Непала, Греции, Византии, Персии и других стран, которые приложили немало энергичных усилий для распространения медицинских традиций своих стран в Тибете. Началась активная переводческая деятельность, была создана специальная комиссия по разработке специальной терминологии. К этому времени относятся первые переводы санскритских текстов на тибетский язык, включая и медицинские, составившие основу тибетского буддийского канона.

Медицинские трактаты, написанные индийскими и китайскими медицинскими авторитетами и переведенные на тибетский язык, явились добротной источниковедческой базой для познания и глубокого осмысления индийской и китайской медицинских систем. Однако было бы большой ошибкой считать тибетскую медицинскую культуру синтезом двух высокоразвитых медицинских систем.

К VIII в. тибетские медицинские корифеи создали обширный фонд медицинских трактатов, не потерявших своей актуальности и в наши дни. В тибетских медицинских текстах сохранился богатый опыт прошлых поколений, дополняемый новыми поисками и находками. Памятники тибетской письменной культуры, относящиеся к жанру медицинской литературы, до сих пор считаются классическими текстами для изучения теоретических и практических аспектов тибетской медицинской науки. Важно подчеркнуть, несмотря на свою традиционность, тибетская медицина в эпоху глобализации претерпевает определенную трансформацию, в соответствии с духом времени.

Тибетская медицина базируется на большом количестве фундаментальных медицинских источников. Обширный пласт медицинской литературы делится на два класса: I. коренной текст «Чжуд - ши» («Четыре медицинских тантры»), автором которого, согласно тибетской традиции, является выдающийся теоретик и практик Ютогба Ентен Гонбо - младший (1112-1203) и исчерпывающие комментарии, созданные медицинскими экспертами в традиции разных медицинских школ, существовавших во многих регионах Тибета.

«Чжуд - ши» занимает особое место в цепочке богатой средневековой тибетской литературы. Он написан в стихах, состоит из четырех томов, 156 глав и включает 5940 шлок, которые в свою очередь делятся на восемь разделов: общая терапия, педиатрия, гинекология, демонология (болезни, вызванные вредоносным действием злых духов и демонов), травматология, токсикология, геронтология и сексология.

На протяжении более девяти столетий «Чжуд-ши» остается базовым текстом для изучения сложнейших теоретических и практических положений тибетской медицинской культуры. Содержание «Чжуд-ши» отличается удивительной сложностью, поэтому его адекватное понимание невозможно без комментариев.

Тибетская медицина достигла наибольшего расцвета в XVII в. благодаря активной деятельности крупнейшего ученого-энциклопедиста, тонкого политика и выдающегося государственного деятеля Деси Сангья Гьятцо (1653-1705). Именно он внес неоценимый вклад в развитие, трансформацию тибетской медицины и становление классического медицинского образования.

В тибетской медицине нет специализаций, традиционный тибетский врач (эмчи) - универсал: геоботаник, фармаколог, фармакогност, фармацевт и.т. д. Он способен с удивительной точностью, используя пульсовую диагностику, распознать те болезни, которые с исчерпывающей полнотой описаны в тибетских медицинских руководствах средневекового Тибета. В XVII в. наблюдается дифференциация медицинской науки, и получают развитие такие разделы медицинских знаний, как практическая клиника и терапия, фармакогнозия и фармация.

В Тибете традиционная медицина имеет духовно-религиозное происхождение и неразрывно связана с буддизмом. История ее возникновения начинается от Будды Кашьяпы (предшественник? Будды Шакьямуни), жившего в глубокой древности. Предание рассказывает, как Кашьяпа научил врачеванию Брахму, а тот передал знания близнецам Ашвинам, которые спустились на землю и поделились ими с Атрейей, ставшим впоследствии знаменитым наставником Аюрведы.

Духовная медицина нашей эпохи исходит от Будды Медицины — Бхайшаджьягуру. Чтобы избавить всех живых существ от болезней и физических недомоганий. Будда Шакьямуни проявился в его образе и преподал различные способы лечения, а также наставления о приготовлении лекарств. Впоследствии они были записаны в трактате Джуп-иж. Всего в тибетской традиции существуют восемь проявлений Будды Медицины. Основным атрибутом, который находится в его руках, является растение аруоа. Внешне оно похоже на мускатный орех и считается очень ценным лекарственным средством, поэтому используется при изготовлении многих эффективных лекарств тибетской медицины и аюрведы.

В наши дни тибетская медицина превратилась в объект торговли и переживает тяжелое время. Однако, несмотря на большое число шарлатанов и мошенников, настоящая тибетская медицина все же существует. Причем, как ни странно, разыскать ее представителей можно, в основном, достаточно далеко от Лхасы — в окраинных регионах Тибета, таких, как Амдо и Кхам. И стоит она вовсе не тех баснословных денег, какие запрашивают в туристических клиниках. Ибо истинный целитель, мастер тибетской медицины, ставит своей целью не обогатиться за счет несведущих иностранцев, а излечить больного и принести благо нуждающимся. Таковы постулаты истинных последователей тибетской медицины.

Во что превратили тибетскую медицину беспринципные дельцы? В наши дни на прилавках появилось несчетное количество побрякушек, не имеющих ничего общего с тибетской медициной. Это и целительные кристаллы, будто бы найденные на самом Кайласе, непонятного происхождения лекарства, «чудо-кровати» для медитации, волшебные шарики для «заряжения» воды. Все это непременно снабжается маркой «Тибет».

К сожалению, священная земля Тибета и ее древние знания постепенно превращаются в товар, синонимами которого служат афера и обман.

Многие ли из вас осведомлены, что знаменитые тибетские поющие чаши не имеют к Тибету никакого отношения? Их история идет из храмов Китая. Кореи и Вьетнама в качестве ритуального музыкального инструмента, но чаши никогда не применялись для исцеления, а особенно — в самом Тибете

Не отстает от общей тенденции и медицинский туризм. А началось все с так называемых «клиник китайской медицины». Мало кому известно, но чаще всего — это самые настоящие клиники-однодневки. Работают там далеко не профессионалы, да они вовсе и не требуются для откровенного обмана легковерных россиян. После серии скандалов с отравлениями китайскими лекарствами и постепенным исчезновением народной веры в китайскую медицину, предприимчивые восточные аферисты создали новый бренд — «тибетская медицина» Они уверены: стоит добавить ярлык "тибетский" к любому товару, как его купят и по баснословной цене.