Традиционное жилище юрта
Самое знаменитое круглое
жилище - наверное, юрта. В уютных красивых юртах жили и живут монголы, буряты,
туркмены, казахи, киргизы, калмыки, алтайцы и многие другие народы степей. Юрта
великолепно подходит к климату степей с его ветрами и перепадами температур.
В холода в юрте тепло: войлок не пропускает мороз и ветер. В жару можно приподнять
нижние края войлока, и ветерок принесёт прохладу. Юрта больше, чем типи или
чум. В разобранном виде она помещается на нескольких верблюдах, а собрать её
можно за 4-5 часов (юрту поменьше могут собрать три человека часа за полтора).
Сначала на выбранном для стоянки месте раскладывают камни для очага. Потом
ставят стены - решётки из деревянных планок - и остов крыши. Всё это стягивают
ремешками. Потом остов обтягивают войлоком, обматывают разноцветными поясами
с узорами (баскурами). Узоры на баскурах и на войлоке стен не простые, а с оберегами.
Туркмены покрывают крышу камышовыми циновками (берегут войлок от непогоды),
монголы, киргизы и казахи - белой тканью (белое отражает солнце). Наверху оставляют
отверстие для дыма.
Последним прикрепляют войлочный клапан для дымового отверстия. Двери тоже
войлочные (сейчас делают и деревянные). Выход у монголов и бурят обращён на
юг, у тюркских народов - на восток. Внутри юрты есть необычные украшения, их
не увидишь ни в русской избе, ни в ненецком чуме, ни в горской сакле. Это ленты.
Длинные плетёные или тканые ленты, иногда с разноцветными кистями, свисают внутрь
юрты с обода. Видимо, это тоже обереги, потому что узоры на них традиционные
- солнечный круг, текучая вода, добрый огонь... стилизованные, конечно. Если
не знать, что вот этот квадратик с загогулинками означает солнце, то нипочём
не догадаешься.
Сколько священных мест в юрте? Минимум четыре. Первое - это очаг, там живёт
дух-хранитель семьи. Огонь должен хотя бы тлеть всё время, погасший огонь предвещает
гибель семьи. Почему так? Наверное, это суеверие берёт своё начало с тех давних
времён, когда спичек и зажигалок не было. Если огонь потух, первобытному человеку
негде было его взять. Разжигать огонь трением или выбивать искру научились не
сразу. Древним нашим предкам приходилось идти на поклон к соседям другого рода
(которые могли и убить, ведь чужой - это враг).
Поэтому у многих народов потухший огонь в очаге до сих пор считается плохой
приметой, хотя давно нет проблем с разжиганием огня.
Возле очага стоит столб с развилкой, он упирается в обод дымового отверстия.
Это второе священное место в юрте, символ связи разных поколений. Раньше во
время родов женщина должна была обеими руками держаться за этот столб, чтобы
пращуры помогли, уберегли рождающегося ребёночка от нечистой силы. Другой обычай
сохранился с незапамятных времён: как только ребёнок появляется на свет, на
столбе тут же делают зарубку.
Дымовое отверстие почитается меньше, чем очаг и столб, но тоже пользуется
уважением. Ещё бы - через него вылетает душа, если хозяин умер в юрте, или прилетают
духи предков... а иногда и злые духи, если хранители дома недосмотрели.
До сих пор к дымовому отверстию привязывают верёвку, а другой конец закладывают
за потолочную балку на левой стороне юрты. Это не просто верёвка, это изображение
бараньего желудка. На первый взгляд забавно: что такого священного в бараньем
желудке? Это нам смешно: русские баранами, как едой, не увлекались.
А жизнь обитателей юрты зависела от благополучия скота. Описаны жуткие бескормицы,
когда степь покрывалась льдом, бараны и прочий скот не могли пастись и от голода
вымирали целые семьи и роды. Так что бараний желудок - это символ счастья и
благополучия степняков-скотоводов.
Может, кочевникам тоже было смешно, что славяне
обожествляли хлеб, а для нас это понятно и привычно. Разные народы - разные
обычаи.
Внутри некоторых юрт есть алтарь - священное место с религиозными книгами и
ритуальными предметами. Он расположен за очагом, напротив входа. Лавир (алтарь)
в богатой монгольской юрте так красив, что больше подходит для храма, чем для
жилища.
Между очагом и алтарём - самое лучшее место для встречи почётных гостей. А место
возле входа менее почётное, там обычно занимаются хозяйственными делами.
Вообще юрта делится на зоны, которые в основном совпадают у разных народов,
но есть и некоторые отличия.
Например, в казахской юрте северная сторона (левая, если стоять лицом к входу,
ведь казахи ставят юрту входом на восток) - женская, а правая (южная) сторона
- мужская. На мужской половине находятся упряжь, оружие, талисманы. Здесь
же постель хозяев. На женской половине - шкафчик или ларь с посудой, ступа
для взбивания кумыса (это символ богатства и благополучия). Там же постель девушки-невесты
(дочери хозяев).
Дочь хозяев считается временным обитателем юрты, ведь когда она подрастёт,
она выйдет замуж и уйдёт в чужой род. В центре - самое священное место. Там
очаг, алтарь, там же иногда стоит седло - тоже почитаемый предмет.
Наверное, если бы в русском доме в центре на возвышении поставили седло, это
показалось бы очень странным. А в юрте - очень даже правильно, ведь конь для
кочевника - это спаситель, друг, кормилец... Самого коня в юрту не поставишь
- сбежит, так хоть символ его - седло - пусть будет в центре юрты, в сердце
дома...
|