Япония > Крейсер Идзумо
Крейсер Идзумо
«Идзумо» - название одного из древних, почти мифических царств, существовавших
в древней Японии. Оно жило в современной префектуре Симанэ напротив Южной Кореи
на берегу Японского
моря. В доисторические времена корейцы и, возможно, обитатели северного
Китая и даже Сибири мигрировали в эту часть Японии и создали королевство, чьё
богатство и могущество были связаны с богатыми сельскохозяйственными районами
и торговыми связями с более развитыми районами Восточной Азии.
Это древнее королевство занимало особое место в истории Японии. Поэтому, когда
в конце XIX века Япония запустила амбициозную военно-морскую программу - так
называемый план «Шесть на шесть» (шесть линкоров и шесть броненосных
крейсеров), направленную на укрепление статуса Японии как военно-морской державы,
- один из самых мощных новых броненосных крейсеров британской постройки назвали
«Идзумо».
Крейсер имел водоизмещение 9750 тонн и был оснащён четырьмя 8-дюймовыми и четырнадцатью
6-дюймовыми орудиями. Он был похож на греческий броненосный крейсер итальянского
производства «Георгиос Авероф», но немного меньше и старше своего
современника.
Его максимальная скорость составляла чуть более 20 узлов. Он был гордостью
японских военно-морских сил. Участвуя в войне против России (1904-1905), «Идзумо»
быстро стал закалённым в боях кораблём-ветераном.
Незадолго до начала Первой мировой войны (1914-18) крейсер продемонстрировал
дальновидность японского военно-морского флота, воюя недалеко от Мексики и защищая
там японские интересы. Первая мировая война действительно стала шансом для Японии.
Воспользовавшись нехваткой кораблей в Британии и англо-японским союзом как предлогом,
она вступила в войну на стороне Великобритании и начала выслеживать эскадру
немецких торговых рейдеров под командованием фон Шпее, которая угрожала судоходству
союзников в Тихом океане.
Немецкий крейсер «Эмден», действовавший самостоятельно, нанёс наибольший
ущерб странам Антанты, потопив или захватив более 70 000 тонн судов. Союзники
отчаянно пытались поймать его. Поскольку США по-прежнему сохраняли нейтралитет,
у британцев не было иного выбора, кроме как принять помощь Японии в их усилиях
найти и уничтожить немецкий крейсер и эскадру Шпее.
Хотя эскадра в конечном счёте был уничтожена британцами у Фолклендских островов,
а «Эмден» в конце концов был захвачен австралийским крейсером «Сидней»,
вклад Японии не был незначительным. Само присутствие японских военно-морских
сил, включая «Идзумо», у берегов США и Мексики непосредственно привело
к решению Шпее отправиться на юг в руки англичан.
«Эмден» перешёл в Индийский океан, преследуемый объединёнными англо-японскими
силами в Тихом океане. «Идзумо», дислоцированный у берегов Мексики,
действительно проложил путь японским военно-морским силам, действовавшим в северной
части Тихого океана. Позже, когда зона действия Японии расширилась, в 1917 году
«Идзумо» был отправлен в Восточное Средиземноморье, чтобы присоединиться
к дислоцированной там японской противолодочной и минной флотилии. В конце войны
он даже заходил в британские воды, чтобы принять участие в разоружении немецкого
военно-морского флота.
В результате Первой мировой войны военно-морская мощь Японии значительно возросла,
что предопределило стратегические перспективы войн 30-х годов и Второй Мировой
войны. В 30-х годах крейсер «Идзумо» считался старым, устаревшим кораблём.
Он перешёл в ранг корабля береговой обороны и использовался для тренировок.
Тем не менее, крейсер все ещё был полезен в узких проливах и замкнутых водах
и, таким образом, был возвращён на действительную службу, когда началась китайско-японская
война. В 1937 году, будучи флагманом Третьего флота, «Идзумо» участвовал
в боевых действиях в Шанхае, где сражался с китайскими военно-морскими и военно-воздушными
силами. Крейсер захватил или потопил американские и британские канонерские лодки
в водах Китая, когда в декабре 1941 года началась война с западными союзниками.
Затем «Идзумо» вернулся в статус полуразвалившегося и в конечном
итоге был потоплен в результате налёта американской авиации. Он был списан в
1947 году, положив конец своей доблестной полувековой карьере.
Из-за своего удачного присутствия в начале японо-китайского конфликта «Идзумо»
запомнился как возглавлявший японское вторжение в Китай, хотя большинство японцев
этого не понимают. В коллективной памяти японцев он в значительной степени забыт,
поскольку не входил в состав основного боевого флота. В послевоенные годы военно-морской
флот Японии, называемый морскими силами самообороны, был практически вспомогательным
флотом для поддержки ВМС США в стратегической обстановке холодной войны.
Таким образом, большинство японских кораблей были классифицированы как «корабли
сопровождения», которые на самом деле были фрегатами и эсминцами с названиями
типа «Морской бриз» или «Утренний туман». Однако в последнее
время, когда Япония начала приобретать более мощные боевые корабли, такие как
эсминцы Aegis и вертолётоносцы, они были названы в честь крупных кораблей японского
военно-морского флота во Второй мировой войне. Теперь у них появился новый «Идзумо»
— авианосец водоизмещением 20 000 тонн, способный перевозить почти дюжину больших
вертолётов. Он больше, чем британский авианосец класса «Инвинсибл»
(или «многопалубный крейсер») и почти такой же большой, как американский
десантный корабль класса «Эссекс».
Хотя официально современный крейсер является «эсминцем-вертолётоносцем»,
предназначенным для противолодочных операций, обеспечения безопасности на море,
оказания гуманитарной помощи и транспортных операций, он, безусловно, способен
самостоятельно провести небольшую десантную операцию. Военно-морской истребитель
FA-18 не может приземлиться на его палубу, но считается, что новый СВВП-истребитель
F-35 сможет.
Соседи Японии обеспокоены. Японцы, вероятно, выбрали название «Идзумо»,
поскольку оно не ассоциируется с болезненными воспоминаниями о войне (не подозревая
о том, что это название до сих пор болезненно вспоминают в Китае) и отражает
дух международного сотрудничества (то есть тогда с британцами, а сейчас с американским
флотом); однако немедленная реакция её азиатских соседей, особенно Китая, была
вызвана тревогой и трепетом, к огорчению как японского правительства, так и
общественности.
Спущенный на воду летом 2013 года и ещё даже не введённый в эксплуатацию, «Идзумо»
уже погружается в неспокойные воды.
|