Туризм в России    
 
Западная Азия
Азербайджан
Армения
Бахрейн
Грузия
Египет
Израиль
Йемен
Иордания
Ирак
Иран
Катар
Кипр
Кувейт
Ливан
ОАЭ
Оман
Саудовская Аравия
Сирия
Турция
Средняя Азия
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Южная Азия
Афганистан
Бутан
Индия
Мальдивы
Непал
Пакистан
Шри-Ланка
Юго-Восточная Азия
Вьетнам
Индонезия
Камбоджа
Лаос
Малайзия
Мьянма
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Восточная Азия
Гонконг
Китай
Макао
Монголия
Тайвань
Тибет
Южная Корея
Япония
Города
Бангкок
Бодрум
Дели
Джакарта
Дубай
Иерусалим
Коломбо
Пекин
Сеул
Стамбул
Тель-Авив
Ханой
Шанхай
Ришикеш

Индия > Ришикеш

Город Ришикеш

Кажется, в Индии нет городов без приставки «священный»: в штатах Тамил-Наду, Гуджарат, Орисса и Карнатака что ни населённый пункт, то святыня. Но такой концентрации сакральности на единицу площади, как в Гималаях, не сыщешь нигде. В маленьком северном штате Уттаракханд, расположенном высоко в горах, на границе с Китаем и Непалом, столько божественных достопримечательностей, что на их перечисление уйдёт не меньше страницы.

В маршруте любого паломника самый важный пункт на территории Уттаракханда — город Ришикеш, ворота в Гималаи. Отсюда, с гатов — ступеней, спускающихся к священным водам Ганга, хорошо видны горные вершины. Через реку переброшено два навесных моста — Шивананд Джула и Лакшман Джула. Они висели здесь ещё в незапамятные времена. Вдоль обоих берегов на несколько километров протянулись гаты. На них постоянно можно увидеть сотни, если не тысячи странников садху в оранжевых накидках и простых паломников. Время от времени кто-то прямо в одежде заходит в воду — ведь омовение в Ганге очищает от всех грехов.

Атмосфера Ришикеша — гремучая смесь древних, но до сих пор живых традиций, настоящей веры и наглой коммерции. Храмов здесь официально 1000, а по слухам, раз в пять больше. Разницу в цифрах несложно объяснить, ибо среднестатистический ришикешский (да и вообще индийский) храм — это слегка модифицированный сарай с изображением божества (мурти), украшенный гирляндами цветов. Пересчитать все подобные строения в городе просто нереально. Из самых известных стоит упомянуть Сварг Нивас и Шри Траямбакешвар (оба у моста Лакшман Джула), а также пользующийся репутацией самого древнего храма Бхарат Мандир (расположен недалеко от автостанции).

Древние сооружения в Индии так и не превратились в памятники архитектуры, охраняемые государством. Если храм действительно почитаем, его постоянно ремонтируют, но «ремонт» вовсе не означает «реставрация»: старинные изображения подкрашивают, а то и вовсе замазывают, вместо них появляются яркие, аляповатые, безвкусные художества современных богомазов. Богослужения (пуджи) очень красочные: священнослужители в диковинных одеждах, с не менее диковинно разрисованными лицами, песнопения, бой барабанов, впадающие в экстаз толпы верующих.

Практически каждое строение в районе двух мостов — если не храм, так ашрам, школа древнеиндийской мудрости. Тайнам тантра-йоги, вед, а заодно и санскриту любого западного оболтуса там обучат за пару недель, взяв с него скромную плату. Впрочем, рядом с Шивананд Джула есть два больших ашрама, пользующихся репутацией серьёзных и честных: Свами Шивананды на западном берегу и Шри Вед Никетан на восточном. А если подняться выше в горы, шансы приобщиться к настоящей древней мудрости возрастают.

С остановки Yatra Local, что на севере Ришикеша, в горы ежедневно уходит масса автобусов. Самый проторённый маршрут — в городок Ганготри, к истоку Ганга, куда устремляются индийские паломники и те туристы, чей интерес к восточным практикам не способна удовлетворить обряженная в псевдо-индийское барахло интернациональная шпана, шатающаяся по улицам Ришикеша. Туда же бредут, позвякивая котелками для сбора подаяния, многочисленные садху. На автобусе до Ганготри можно добраться за 12 часов, а пешком надо идти пять дней.