В село Новоспасское, на родину Глинки, прямой дороги нет — только в объезд.
Повинна в том Фекла Александровна, бабушка композитора, которая три века назад
в борьбе за счастье будущих родителей Михаила - Ивана Николаевича и Евгении
Андреевны приказала разобрать мост через реку. Дядя Евгении, Афанасий Андреевич,
упорно не давал согласия на брак, и бабушка помогла влюбленным обвенчаться тайно,
а дабы задержать погоню, мост разобрали. Дяде пришлось принять неизбежное и
задним числом дать добро.
Молодые жили долго, счастливо и произвели на свет 13 детей.
В судьбу их второго сына, Миши, активно вмешивалась все та же бабушка Фекла.
Она забрана ребенка у родителей и держала у себя в теплой половине дома, выпуская
на улицу лишь в исключительных случаях вроде посещения воскресной службы. Возвращаясь
из церкви, мальчик колотил по тазам, подражая колокольному звону, - уже тогда
у него проявился музыкальный талант.
Глинка очень любил Новоспасское и уже в зрелом возрасте, изрядно поездив по
Европе, регулярно туда приезжал. «Бесценная моя матушка,
наше Новоспасское - рай земной. Скоро буду, как жаль, что ненадолго», - писал
он с дороги. Аромат любимых композитором роз и звучащая из небесно-голубого
домика музыка Глинки переносят нас в XIX век с его неспешным бытом. Тогда на
террасу выносили плетеную мебель и пили чай, настоянный на травах, обязательно
с мятой и липой.
В тени неохватного дуба, что растет за домом, Глинка писал партитуру оперы
«Руслан и Людмила». В селе часто бывали и друзья композитора. Он любил гостей,
но неизменно ставил им одно условие: «Галоши и политику оставляйте за дверью».
Устав от общества, Глинка уходил за реку и там в одиночестве играл на скрипке.
Туда ему на пароме доставляли варенье - для поддержания сил.
Помимо музыки, полевых цветов и иностранных языков (Михаил свободно владел
французским, немецким, итальянским, испанским и польским, научал английский,
латынь и персидский) большую слабость Глинка питал к птицам. В одной из комнат
на солнечной стороне он устроил вольер: в кадках стояли ели и растения из оранжерей,
за сеткой летали более 16 певчих птиц Черноголовки, малиновки, щеглы, пеночки,
канарейки, жаворонки и даже соловей. Глинка часто приходил их послушать. «Мне
достаточно щебетания одной-единственной птицы, чтобы написать целую фантазию»,
- говорил он. Если пернатые не пели, Глинка возвращался в кабинет, брал скрипку
и начинал играть, подзадоривая певуний - так они вдохновляли друг друга.
Музей «Новоспасское» - единственный в России мемориальный
музей Михаила Глинки, открылся для посетителей 25 лет назад. Теперь ежегодно
в конце мая - начале июня здесь проходят завершающие концерты музыкального фестиваля
имени Глинки.
А еще, между прочим, съемочная группа Валерия Федосова, объехав десять лучших
усадеб в стране, выбрала Новоспасское для съемок сериала «Обрыв».