Липецкая область > Первые железоделательные
заводы
Первые железоделательные заводы
Россия на рубеже XVII - XVIII вв. была сугубо сухопутной державой. Выход к
берегам Балтийского
моря преграждала Швеция, а к берегам Чёрного
— Турция. Не имея мощного военного флота,
было невозможно иметь успеха в завоевании прибрежных территорий, а за отсутствием
этих территорий было невозможно построить флот. Пётр I принимает решение строить
военно-морской флот России за 1000 вёрст от морских берегов в г.
Воронеже. Строительство происходило под непосредственным присмотром Государя.
Путь из Москвы в Воронеж не близок, но Пётр преодолевал
это расстояние с фантастической по тем временам и дорогам скоростью - в 3 дня.
Он искал кратчайшую дорогу от Москвы до Воронежа и часто избирал новый маршрут.
Таким образом, он проезжал по территории современной Липецкой области то в одном,
то в другом месте. Однажды великий государь, следуя в Воронеж, посетил монастырь
Паройская Пустынь и отстоял службу в Успенском храме. Выйдя после службы за
территорию монастыря Пётр I увидел на склоне горы мощные выходы залежей железной
руды. Он принимает решение строить в этой местности железоделательные заводы.
У государя слово и дело не расходились. Уже в 1703 г. у села Липские Студёнки
Малые на базе мельничной плотины монастыря Паройская Пустынь был построен вододействующий
металлургический завод, названный Верхний Липской. На сравнительно небольшом
земельном участке были размещены 4 домны и молотовая фабрика. Рядом построены
мастерские - кузнечная, слесарная, меховая и сверлильная. Здесь же склады для
сырья и готовой продукции.
Одного завода оказалось недостаточно, и в 1707 г. начинается строительство
второго - Нижнего. Для его работы создаётся водохранилище - на тот момент самое
большое в мире гидротехническое сооружение 70 гектаров площадью и водоизмещением
более 200 тыс. м3. Со второй половины XIX в. это водохранилище стали называть
Петровским прудом. Огромную плотину строили местные крестьяне, пленные шведы
и даже сам великий государь принимал в строительстве непосредственное участие.
Позднее на плотине Нижнего завода возникли мануфактуры: суконная, шляпная, чулочная.
При заводах был построен посёлок, ставший впоследствии г.
Липецком. Именно поэтому город отсчитывает свою историю с 1703 г. В том
далёком году была и определена стратегия развития Липецка как металлургического
центра.
|