Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 20 April 2024
Туры в Брянск
Туры в Брянск
Туризм
Брянск
Дятьково
Карачев
Мглин
Новозыбков
Стародуб
Стекольные заводы

Стекольные заводы в России

Стекольные заводы в России - Императорский завод Императорский стекольный завод

Построен в 1735 г. Виллимом Эльмзелем. Во время правления Екатерины II находился в "вечном и потомственном владении" князя Г. А. Потемкина. Завод выпускал уникальные изделия по проектам известных художников: А.Н.Воронихина, И.А.Иванова, И.А.Монигетти, А.П.Брюллова. Здесь осваивались различные техники декорирования стекла: шлифовка, гранение, резьба, гравировка, роспись золотом и серебром, металлическими красками, эмалями. В XVIII веке традиционным способом декорирования стекла была гравировка, т.е. нанесение рисунка острием медного колёсика (впервые применён в Англии в XVII веке). Завод представлял свои изделия на выставках в Петербурге (1829 г., 1835 г.) и в Лондоне (1851 г.). Закрыт в 1851 г.

 

Стекольные заводы России - Мальцовский завод Мальцовский завод

В 18-м веке в России прославился Мальцевский стекольный завод. Он объединил несколько заводов Орловской, Калужской, Владимирской, Рязанской, Смоленской губернии. Эти частные заводы соперничали с Императорским заводом, но их изделия уступали по красоте отделки и художественному исполнению.Мальцовский завод (основан купцом В. Мальцевым в Можайском уезде в 1723-25 гг.) один из первых начал производство гравированного стекла. Сюжеты для гравировальных картинок заимствовались из сборника "Символы и эмблематы" (Россия 1705 г).>

Бахметьевский хрустальный завод

Бахметьевский завод основан в 1763 году А.И. Бахметьевым близ сёл Никольского и Пестровки Пензенского уезда. B XIX в. завод выпускал хрусталь с алмазной гранью, стекло.

С 1795 по 1822 год на заводе работал талантливый мастер Александр Вершинин. Славу мастеру принесли сервизы для императора Александра I и знаменитые стаканы-сувениры, меж двойных стенок которых помещались миниатюрные пейзажи, выполненные из бумаги, соломки, мха, коры.

В нач. XIX в. мастера достигли большого искусства в росписи стекла эмалями и золотом. На Никольском заводе существовала специальная живописная мастерская, возглавляемая потомственным мастером Петром Неупокоевым, где эмали придавали предмету хрупкость и чистоту, а золото изысканную нежность. В восточном стиле выполнены парные вазы в виде лампад для мечети, расписанные арабской вязью.

Дятьковский завод

Хрустальный завод в селе Дятьково Орловской губернии был построен М. В. Мальцовой в 1796 г. Здесь делали посуду из цветного и бесцветного стекла, украшая гравировкой и алмазной гранью, расписывая эмалью и золотом. Заказы завода выполняла известная художница Елизавета Бем. В коллекции представлены забавные предметы, расписанные художницей: зелёный штоф и стаканчики с резвящимися чертями, ковшик и маленькая мисочка, голубой кувшин из тушёного стекла. Сюжет для росписи штофа и стаканчиков был заимствован из русского лубка XVII века.

Завод Гребенщикова

Первым майоликовым производством занялся завод Гребенщикова. Посуду этого завода отличают прекрасные синие рисунки на голубоватой эмали в стиле барокко. Опыт завода Гребенщикова имел огромное значение для дальнейшего развития русской керамики, в частности, для крупнейшего гончарного района России - Гжели. Пкельские мастера усовершенствовали заимствованную у Гребенщикова технологию. Они создали свои виды и формы изделий, самобытную роспись, освоили производство всех видов керамики. На крестьянских заводах выпускалась посуда из майолики, полуфаянса, фаянса и фарфора. Из майолики в XVIII веке делали как обиходные вещи - тарелки, чернильницы, кружки, так и более нарядные предметы - кумганы, кувшины, квасники со скульптурными фигурками на плечиках и затейливой росписью. Такого рода товар часто выпускался на заказ, для подарков и украшения праздничного застолья.

Завод братьев Корниловых

Завод братьев Корниловых был основан в 1835 году в Санкт-Петербурге. В начале деятельности здесь работали мастера, приглашённые с лучших русских заводов того времени - Императорского, Гарднера, Попова и др. Завод выпускал посуду очень высокого качества и заслужил право ставить на своих изделиях государственный герб. Императорскому фарфоровому заводу в лице учёного Д.И. Виноградова принадлежит слава открытия в XVIII веке секрета производства фарфора. Интересны чайник из сервиза для царской яхты "Держава" (арх. Монигетти И.А.), супница для императорской дачи в Ливадии.

Фарворовая империя Кузнецова

Империя М.С. Кузнецова, основавшего в 1889 году Товарищество по производству фарфорово-фаянсовых изделий, к концу века монополизировала эту отрасль промышленности. Владея седьмой частью заводов, Товарищество выпускало больше половины всей фарфорово-фаянсовой продукции в стране. Кузнецовский фарфор, как "европейский", так и "восточный", был ориентирован на любые запросы массового покупателя.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Кузнецовские заводы были удостоены Гран-При, стали поставщиками фарфора ко двору Его Императорского величества. Фарфоровые изделия декорировались росписью, печатным рисунком - деколью, золочением, цировкой, рельефом, крытьем. Сюжет для одного из декоративных блюд "Гусляры" взят с картины В.М. Васнецова.

Завод Гарднера

Завод Гарднера, возникший в 1786 году в селе Вербилки под Москвой, - первое крупное частное предприятие. На нем вырабатывались всевозможные фарфоровые изделия, в с 1829 года было освоено производство фаянса. Именно качество фаянсовой посуды, хорошая живопись и оригинальные орнаменты выделяет этот завод среди частных предприятий России.

Хайтинская фарфоровая фабрика

Хайтинская фарфоровая фабрика основана в 1869 купцами из местных крестьян Даниилом и Филиппом Переваловыми. В начале прошлого века Хайтинский завод Перевалова объединился с производством черемховского купца Щелку нова и стал называться "Тов-во Перевалова, Щелкунова, Метелова". К началу XX века отличительным признаком хайтинского фарфора стала роспись сдержанными красками: серый, голубой, фиолетовый, розовый или им вообще без росписи; ни на одном фарфоровом изделии того времени нельзя найти ярко-зелёного или пурпурного цвета, характерного для российского фарфора того же периода. Применение рельефа на чашках и тарелках можно считать одной из особенностей раннего хайтинского фарфора. В 1920 г. предприятие Перевалова было национализировано и переименовано в "Сибфарфор". Хайтинский фарфор становится "фарфором сибирским".

 
Чат с менеджером
Туры в Брянск Отели и пансионаты Брянска и Брянской области
Туры в Брянск Подбор санатория



Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram