Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Цивилизация ацтеков

История Древнего мира > Цивилизация ацтеков

Цивилизация ацтеков

Во главе государства ацтеков стоял тлатоани (или «оратор»), в руках которого находились все виды власти: политическая, судебная и религиозная. Кроме того, на плечах этого человека лежало командование войсками.

С кончиной тлатоани его место занимал младший брат, и только после смерти последнего трон переходил к сыну старшего брата. Однако после смерти дяди племянник не сразу надевал на свою голову корону. Сперва он должен был доказать свою пригодность для этой должности: во время выборов ему предстояло убедить членов избирательной комиссии в том, что он самый храбрый воин, преуспевающий в красноречии и знании религиозных вопросов. В том случае, если добиться желаемого наследнику не удавалось, то трон занимал другой, более удачливый претендент. Участие в подобных состязаниях принимали далеко не все, а только представители правящих родов, из которых избирались также четверо помощников.

Как только выборы были объявлены состоявшимися, следовала процедура вступления на трон, очень ярко и подробно описанная историком Хэммондом Иннесом (Англия): «Царь первым из присутствующих пронзал свои уши, руки и ноги острой костяной проволкой, затем, обливаясь кровью, брал два пучка вырванных у себя же с головы волос и, смочив их кровью, бросал в огонь у алтаря. Взобравшись на вершину ступенчатой пирамиды — теокалли, он входил в святилище бога Уицилопочтли, целовал пол у ног статуи божества, опять протыкал свое тело и разбрызгивал кровь с помощью пучков волос по всему помещению».

Сразу же по завершении вышеописанной процедуры следовало возложение на голову нового тлатоани митрообразной шапки, украшенной всевозможными драгоценностями.

Что касается городского устройства ацтеков, то оно у всех индейских городов-государств было примерно одинаковым: в центре обычно находился «священный квартал» — территория, на которой размещались исключительно храмы, посвященные различным богам, и дома служителей культов. Неподалеку стоял дворец тлатоани, где наряду с резиденцией правителя также помещались советы (судебный, военный и государственный), помещения для слуг, казармы, гарем и подсобные помещения. Таким образом, не выходя за пределы дворца, правитель в любое время мог сообщаться со всеми, кто ему был нужен.

Оплотом Ацтекского государства и его главной силой была хорошо обученная и вооруженная армия, способная не только убивать неприятеля, но и брать их в плен. Интересно то, что все воины стремились пленить как можно больше врагов, чтобы потом принести их в жертву богам. Считалось, что без человеческих жертвоприношений мир просто перестал бы существовать.

Судебная власть в Теночтитлане осуществлялась главным судьей, назначить которого мог только правитель. Помощь в рассматривании дел ему оказывали трое помощников, получавших эту должность исключительно по желанию судьи, имевшему право самостоятельного решать этот вопрос. Но так происходило только в столице, в других населенных пунктах государства суд вершился общинниками.

При этом порядок в общине должен был поддерживаться специальным чиновником, имевшим невысокий ранг и исполнявшим те же обязанности, что и современные правоохранительные органы.

Таким образом, ацтекская цивилизация процветала и могла бы стать самой развитой во всех отношениях, если бы не завоевания испанских конкистадоров, появившихся в одно прекрасное время у берегов современной Мексики. Следует отметить, что ко времени вторжения флотилии Кортеса страной легендарного народа управлял не менее легендарный индейский вождь Монтесума II, оставивший незабываемый след в истории как Мексики, так и всего мира.