Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Wednesday, 17 April 2024
Туры в Санкт-Петербург и пригороды
Туры в Петербург
Хостелы
Искра
Уютное место
First Hostel
Мини-отели
Адмиралтейская
Империя Парк
Лебедушка
Петервиль
Ринальди Олимпия
Эконом уровня
Галакт
Киевская
Ведомственные
Атом
ЛДМ
Нива
Орбита
Гостиницы 3*
Азимут
Академия
Александер Платц
Андерсен
Астерия
Балтийская
Выборгская
Ладога
Лира
Москва
Октябрьская
Охтинская
Полюстрово
Гостиницы 4*
Прибалтийская
Пулковская
Россия
Санкт-Петербург
Таврическая
Кунсткамера

Музеи Санкт-Петербурга > Кунсткамера

Кунсткамера

Идей и “сувениров”, привезённых русским царём Петром Великим из его первой зарубежной поездки в Европу, было достаточно, чтобы заполнить первый в России музей - Кунсткамеру. Первоначально все европейские приобретения Петра были переданы Аптекарскому приказу («Аптекарское управление императорской администрации»), базировавшемуся в Москве. Но в 1714 году с развитием Санкт-Петербурга царь приказал перевезти северную столицу все свои частные коллекции и библиотеку, а также фонды Аптекарского приказа. Сначала раритеты были размещены в резиденции монарха в Летнем дворце. В 1718 году, по мере роста Кунсткамеры, она была перенесена в палаты Кикина - дворец, конфискованный у бывшего сподвижника Петра I Александра Кикина, который был арестован в связи с предполагаемым заговором с участием царского сына Алексея.

Карлик из Иркутской области по имени Фома Игнатьев, рост которого составлял всего 126 см, а деформированные пальцы напоминали клешни рака, совмещал работу в Кунсткамере по уходу за печами со своей второй работой в качестве “живого экспоната”. Иимператор Пётр Великий с удовольствием пожимал Фоме руку всякий раз при встрече. Фома прослужил 16 лет, и после его смерти царь приказал изготовить реалистичную модель, обтянутую кожей Игнатьева и выставленную на всеобщее обозрение в Кунсткамере.

Француз Николя Буржуа был ростом 226 сантиметров. Царь нанял его лакеем и выдал замуж за финку, “чтобы произвести на свет рослое потомство”. После смерти слуги в 1724 году царь приказал препарировать тело гиганта, выставить скелет на всеобщее обозрение, а органы сохранить в спирте. Он также заказал реалистичную модель, которую использовали так же, как и для Фомы Игнатьева.

“Кому было бы дело до моих природных диковинок или захотелось бы их увидеть, если бы им пришлось платить за это деньги? Я считаю, что любого, кто придёт сюда, следует не только впускать бесплатно, но и что, если они придут компанией посмотреть на раритеты, им следует предложить за мой счёт чашечку кофе, бокал вина или водки или чего-нибудь ещё”, - так административный секретарь Академии наук Якоб фон Штелин пересказал слова царя в своей книге «Подлинные анекдоты о Петре Великом» (1785).

Уникальность коллекции Кунсткамеры произвела впечатление не только на российскую публику, но и на иностранцев, которые смогли по достоинству оценить раритеты.

Фридрих Кристиан Вебер, ганноверец, представлявший британский двор при русском дворе в Санкт-Петербурге в 1720-х годах, писал: “Если они продолжат пополнять драгоценную библиотеку в Петербурге, то через несколько лет она может считаться одной из лучших в Европе, если бы не по количество книг, то по их ценности. У царя также есть бесценная коллекция картин. Только подарки, которые он и его предшественники получили со всех концов Азии и которые сейчас находятся в Петербурге, составили бы полноценную Кунсткамеру. [...] Точно так же в Санкт-Петербурге есть так много химических и других природных диковинок, чудовищных изделий, математических инструментов, знаменитый глобус Готторфа, представляющий систему Коперника, и множество других редкостей; (забота обо всем этом была возложена на М. Арескина, первого врача царя [Роберта Эрскина]), что остаётся только удивляться, как такая коллекция могла быть собрана за столь короткое время”.

После смерти Петра I, начиная с 1726 года экспонаты Кунсткамеры начали переноситься в новое здание, которое специально строилось на Васильевском острове с 1718 года . Они хранятся там и по сей день.

Коллекции Петровской кунсткамеры можно разделить на шесть разделов

1. «Анатомия»

В 1716 году к первоначальной коллекции уродцев присоединилась “коллекция четвероногих животных, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других любопытных произведений природы из Восточной и Вест-Индии”, собранная голландским аптекарем Альбертом Себой, а в 1717 году запасы были ещё больше увеличены, когда была приобретена знаменитая анатомическая коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша. По внутреннему периметру музея были расставлены витрины с зоологическими образцами, включая человеческие скелеты.

Пётр интересовался не только анатомией, но и медициной. Он научился вскрывать трупы, пускать кровь, вскрывать нарывы, накладывать повязки, изготавливать протезы и заниматься стоматологией; он часто сам проводил операции и удалял зубы. В Кунсткамере хранится коллекция зубов, вырванных самим царём.

Этот энтузиазм способствовал развитию медицины в России: между 1706 и 1717 годами были открыты военные госпитали, хирургические школы, ботанические сады и анатомические театры.

2. «Натуралия»

Сюда входили гербарии, гравюры с изображениями растений, а также чучела и “мокрые” (то есть законсервированные в спирте) экземпляры животных со всех континентов.

Они были дополнены костями, скелетами, черепами и таксидермическими образцами редких животных и птиц. Среди экспонатов были скелет и чучело слона, а также большая рыба и чучело крокодила, причём последние два были подвешены к потолку.

3. «Раритеты»

Этот раздел был посвящён археологическим и палеонтологическим находкам, собранным в европейской части России

Одежда коренных народов Сибири и шаманские предметы были привезены из экспедиций.

4. «Предметы искусства и курьёзы»

Пётр Великий собирал практически все: редкие иностранные предметы из золота, серебра и драгоценных камней, антикварные артефакты, нумизматические коллекции, военные трофеи (включая ключи от различных городов), картины и художественно-технические чертежи и т.д.

Он особенно ценил редкие китайские предметы, привезённые ему из российских дипломатических представительств в Китае или купленные у западноевропейских коллекционеров.

Драгоценные предметы, принадлежавшие одному из приближенных царя, фельдмаршалу Якову Брюсу (Jacob Bruce), поступили в Кунсткамеру в 1736 году. Его коллекция включала предметы из резного и гравированного камня, бронзы, кости и рога носорога, а также фарфор, керамику и механические автоматы.

Китайская коллекция частично пострадала во время пожара в Кунсткамере в декабре 1747 года, но она была пополнена после спонсируемой Академией наук экспедиции в Китай Франца-Луки Елачича .

5. «Минералы и палеонтология»

Представлены редкие минералы и останки древних животных, найденных по большей части в Сибири.

6. «Инструменты»

Под эгидой академии были созданы «Приборные палаты» для поставки оборудования в мастерские и лаборатории.

Среди экспонатов Кунсткамеры - планисферная астролябия (прибор для измерения долготы и широты небесных сфер, а также продолжительности дня и ночи) известного голландского мастера-приборостроителя Гуальтеруса Арсениуса (17 век). Также интересны меридианный круг работы Т. Эртеля (1828), армиллярная сфера (представляющая модель Солнечной системы), телескопы, артиллерийские прицельные приспособления времён Семилетней войны (1756-1763), главная линза корабля - стеклянный прибор от E.W. фон Ширнхауса (1699) и множество оптических, механических, физических, геометрических и математических приборов.

С 18 века башня Кунсткамеры использовалась для астрономических наблюдений.

Одним из первых экспонатов Кунсткамеры стал Большой глобус Готторфа, изготовленный в Гольштейне в 1650-1664 годах. Устройство диаметром 3,11 метра изображало все небо целиком: внутри него была изображена галактика с её созвездиями, в то время как снаружи была карта известной поверхности Земли. Земной шар вращался с помощью водяного колеса и в течение 24 часов мог совершить полный оборот вокруг своей оси, имитируя вращение нашей планеты: другими словами, он также служил часами. Пётр «выпросил» глобус у молодого герцога Карла Фредерика в 1713 году. Оригинальный глобус Готторфа был почти полностью уничтожен во время большого пожара в Кунсткамере в 1747 году. Его копия - Большой академический глобус - была сконструирована в 1748-1752 годах и сегодня выставлена в музее.

Инструменту потребовалось четыре года, чтобы совершить путешествие: сначала по морю в Ревель (современный Таллинн), а затем его перевезли по суше. Глобус прибыл в Санкт-Петербург в 1717 году на двух санях, запряжённых 800 крестьянами в сопровождении 300 драгун (кавалеристов), которые прорубали себе путь через леса и готовили почву для его проезда. Первоначально он был установлен на Марсовом поле рядом с Летним дворцом, но в 1726 году его перенесли на третий уровень башни Кунсткамеры, и только после этого были достроены верхние этажи.

Многие из самых ранних экспонатов коллекции представлены на постоянной выставке «Кунсткамера Питера, или Башня знаний», которая открылась в 2022 году в ознаменование 350-летия со дня рождения основателя Кунсткамеры.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Туры в Санкт-ПетербургОтели Санкт-Петербурга Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Санкт-Петербург Подбор отеля Авиабилеты

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram