Туризм в России    
 

Западная Европа
Австрия
Бельгия
Германия
Лихтенштейн
Люксембург
Нидерланды
Франция
Швейцария
Восточная Европа
Белоруссия
Болгария
Венгрия
Македония
Молдова
Польша
Россия
Румыния
Словакия
Украина
Чехия
Северная Европа
Англия
Великобритания
Дания
Ирландия
Исландия
Латвия
Литва
Норвегия
Уэльс
Швеция
Шотландия
Финляндия
Эстония
Южная Европа
Босния и Герцеговина
Ватикан
Греция
Испания
Италия
Кипр
Мальта
Монако
Португалия
Сан-Марино
Сербия
Словения
Хорватия
Черногория
Около Европы
Армения
Азербайджан
Грузия
Турция
Крупные города
Барселона
Белград
Берлин
Будапешт
Генуя
Дрезден
Дубровник
Загреб
Копенгаген
Краков
Лейпциг
Лондон
Неаполь
Париж
Прага
Рига
Стокгольм
Франкфурт
Хельсинки
Эдинбург
Острова
Азорские острова
Гренландия
Искья
Канарские острова
Крит
Мадейра
Майорка
Родос
Сардиния
Сицилия
Фарерские острова
Шпицберген
Труды Николая Коперника

Средние века Европы > Труды Николая Коперника

Труды Николая Коперника

Запрещенная книга или «О вращениях небесных сфер»

Главной идеей работы Коперника было показать ошибочность геоцентрической модели Клавдия Птолемея (II в. н.э.), основанной на предположениях Аристотеля (IV в. до н.э.). Согласно концепции Птолемея, в центре мироздания находилась абсолютно неподвижная Земля, вокруг которой вращались по концентрическим сферам Солнце и другие планеты (в их число входила и Луна). Остальные излучающие свет объекты неба - неподвижные звезды - были прикреплены к небосводу, определяющему границы мироздания, которые вместе с этим сводом обращались вокруг Земли.

Теорию Птолемея Коперник заменил на гелиоцентрическую модель. Согласно новой теории центром вселенной было Солнце. Земля была лишь одной из планет, обращающихся вокруг него. Коперник предполагал, что планеты движутся по круглым орбитам (на самом же деле - по эллиптическим) и что, кроме движения вокруг Солнца в годовом цикле, Земля вращается вокруг собственной оси в суточном цикле. Первым человеком, утверждавшим, что Земля вращается вокруг Солнца, был Аристарх Самосский (III в. до н.э.). Однако его точка зрения не была признана, а гелиоцентрическая концепция была отброшена на многие века. И только в труде Николая Коперника она была полностью сформулирована.

Коперник назвал свой трактат «О вращениях». Издатель же изменил его на «О вращениях небесных сфер», и это название стало общепринятым. Первоначально Католический костел не выступал против теории Коперника. Еще перед выходом книги в 1533 г. его модель была представлена Клименту VII, и известно, что папа был благосклонен; положительный настрой проявляло также другое высокопоставленное духовенство. В 1616 г. инквизиция, однако, признала принципы гелиоцентризма как противоречащие библейской космологии и включила «О вращениях» в Индекс запрещенных книг. Труд был вычеркнут из этого списка лишь в 1828 г. Несколькими годами позже (1854) впервые вышел перевод на польский язык (Коперник написал трактат на латыни, поскольку этот язык применялся в науке).

Восстановление монеты и... хлеба

Как ни многочисленны бедствия, в результате которых королевства, княжества и республики идут к упадку, самыми сильными, по моему мнению, являются четыре: раздоры, смертность, неурожай и обесценение монеты. Николай Коперник, «О чеканке монет»

В 1517 г. в покоях замка Коперник написал трактат «Об оценке монет», идею которого спустя два года развил в знаменитом трактате «О чеканке монет» (последняя полная версия работы датируется 1528 г.). Испорченные чрезмерной чеканкой на тевтонских монетных дворах деньги со все уменьшающимся содержанием ценного металла провоцировали большие финансовые потери и понижали уровень жизни населения Вармии. Обесценивающаяся монета - т.е., изъясняясь современным языком, инфляция, - натолкнула Коперника на разработку финансовой реформы. В ней он призывал к выравниванию стоимости тевтонской и коронной монет, а также к контролированию монетных дворов польским королем. Экономические вопросы привели Коперника к разработке «Ольштынского хлебного тарифа». В научном труде 1531 г. он установил цены на хлеб в соответствии с ценой пшеницы и ржи, а также весом муки и выпеченного хлеба.