Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Нальчик
Заповедник и Чёрное море

Походы по Северному Кавказу > Заповедник и Чёрное море

День 1. У ворот заповедника

Все участники собираются утром в г. Краснодаре. Нам предстоит переезд на зафрахтованном транспорте до пос. Псебай и далее к кордону Кавказского заповедника. В Псебае мы оформим последние формальности с документами заповедника и преодолеем последние километры до кордона.

За оставшийся световой день мы пройдем первые километры по заповедному маршруту. Наш первый лагерь будет разбит на небольшой поляне рядом с рекой. В начале и середине июля вся поляна покрыта земляникой. Вечером чай с земляникой.

Итог дня: заповедный воздух и звездное-звездное небо.

День 2. Начало пути

Наше первое утро на маршруте. Оставляем лагерь и движемся дальше. Не пройдет и часа, как на нашем пути встанет еще один кордон. Дорога плавно перейдет в тропу, уводящую нас дальше вдоль бурной реки.

Внезапно каменный шлейф преградит нам путь. Не так давно в этом месте произошел каменный обвал, зажавший реку как плотина. В результате образовалось озеро, которое так и назвали — Запрудное. Его лазурные воды постепенно пропиливают себе выход из каменного мешка — кто знает, может в очередном путешествии мы уже не найдем его на прежнем месте. Многие захотят тут искупаться, а может быть и остаться подольше, но нам есть ради чего продолжать путь.

Короткий переход от озера приведет нас в совершенно необыкновенное место – сначала одиночными деревьями, а потом целыми рощицами нас окружат кусты жасмина. Надо ли говорить, что в период их цветения в округе просто висит в воздухе сладко-горький аромат. Само собой, вечером чай с жасмином.

Итог дня: лазурные воды, гранитные глыбы и горький запах жасмина.

День 3. Кавказская тайга

Сегодня мы войдем в самую глухую часть маршрута. Редкие гости заповедника добираются сюда. Пихты, мох, тишина — именно такие места называют кавказской тайгой Тропа наша становится извилиста и крута. Часто переходя с одного скального отрога на другой где-то идущая прямо по кромке обрыва, она открывает нам виды на пенящуюся и ревущую внизу реку. Наконец после нескольких часов пешего перехода, мы неожиданно приходим к третьему кордону.

Минуем его и входим в нетронутый мир природы. После кордона природа расстается с последними признаками цивилизации. Дальше только тропа в первобытном лесу. И несколько путников на ней. Живой стеной нас окружает древний пихтарник. Лес вокруг становится ближе. Его можно слушать и дышать им.

Наша тропа выполаживается, и дальше идти становится легко. Под конец дня мы приходим на традиционную стоянку туристов. Река здесь совсем рядом – самые разгоряченные могут искупаться. Вечер закончим чаем с манжеткой.

Итог дня: огромный костер и звуки засыпающего леса

День 4. Субальпийские просторы

Вот уже четвертый день продолжается наше путешествие, и может показаться, что дремучему лесу не будет конца. На самом деле, мы прошли всего половину пути, и не пройдет и часа, как перед нами раскинутся самые яркие картины всего путешествия. Сначала с редких лужаек в просветах между деревьями станут видны только самые вершинки окружающих гор. Среди них и высшая точка Краснодарского края – г. Цахвоа.
Затем огромные пихты сменятся кривыми березками, а еще выше - вечнозеленым рододендроном. Шаг за шагом мы будем незаметно набирать высоту, пробираясь по тонкой ниточке тропы в дичайших зарослях.

Но вдруг, подняв голову за очередным поворотом, мы наконец увидим все величие Кавказских гор – с двух сторон они сожмут Малую Лабу. В начале лета от буйства субальпийской растительности будет просто слепить, а осенью здесь такие яркие краски, что фотоаппараты будут щелкать не умолкая.

Еще немного усилий — и мы на перевале. Назад открывается вид на пройденный путь, и он завораживает. Отсюда видны цирки, из которых они берет свои истоки Малая Лаба. Здесь она начинается. Но для нас эта часть маршрута закончена — дальше спуск к ласковому, зовущему, такому близкому. К Чёрному морю.

Продолжив спуск до вечера, мы встанем на последнюю в этом путешествии стоянку. Завтра путь к пляжам и солнцу. Сегодня прощальный чай с чабрецом.

Итог дня: перевал и дорога к морю

День 5. Догоняя морской бриз

По мере спуска к побережью соленый запах морских волн все сильнее будет доноситься до нас. Тропа вновь превратится в дорогу, сменив спутницу Лабу на спутницу Мзымту. Неся свои речные лазурные воды, она вскоре приведет нас с олимпийским местам .
Здесь уже цивилизация. Глотнув холодной минеральной воды из ближайшего магазина, мы садимся на автобус и через час уже подставляем лицо морским брызгам.

Итог дня: Море, море, море...

• Тип маршрута: Горный пеший
  • Район путешествия: Западный Кавказ. Кавказский Заповедник. Долина Малой Лабы
  • Количество дней: 4-5
  • Километраж активной части: 55 км
  • Степень сложности: (3 из 5)

Маршрут тура "Заповедник и Черное море" — это дикая тропа к морю. Где-то заросшая. Где-то каменистая. Но все время несказанно красивая. Дорогой, которая проведет нас по заповедным землям, когда-то к югу шли черкесские всадники. Теперь же мы повторим их путь. По тропе, ведущей нас через замшелые пихтово-еловые леса, через субальпийское царство зелени, через каменные россыпи и кристально чистые горные потоки, мы выйдем на перевал, с которого ветер донесет наконец до нас соленый запах морских волн…